Землеотвод: кому, сколько, почем

Share

Землеотвод в Киеве – проблема не менее скандальная, чем пресловутые коммунальные тарифы. Раздача земельных «слонов» началась еще при Омельченко. Надо ли говорить, что заявления простых смертных на выделение участка под гараж, дачу или строительство дома большинстве своем находятся «на рассмотрении» до сих пор. Застройщики же могли получить практически любой участок – в том числе в исторической или зеленой зоне, а то и во дворе дома.


Киевсовет старого созыва, раздав землю в свое удовольствие, решил, что преемникам развлекаться таким образом не стоит, и принял решение, что с 1 марта 2006 г. земельные участки должны выделяться исключительно путем проведения аукционов. В этом случае деньги поступали бы в бюджет, а не в карманы чиновников. Причем, по самым скромным оценкам, средства от продажи земли через аукционы позволило бы увеличить доходную часть бюджета как минимум в 2 раза, а то и в 5. Тогда бы и на ремонт коммунальных сетей хватило, и тарифы не было бы нужды повышать в несколько раз…


Однако Киевсовету нового созыва такая ситуация не пришлась по душе – видимо, очень хотелось еще немного «пораздавать» землю. Поэтому новая власть объявила, что до проведения аукционов нужно «позаботиться» о тех обездоленных киевлянах, заявки на дачные участки и гаражи которых до сих пор пылятся где-то в недрах КГГА. Для этого Киевсовет нового созыва приостановил действие вышеупомянутого решения и стал раздавать участки прямо-таки в экстренном порядке – по 100 на каждом заседании, даже не обсуждая их.


Депутат Киевсовета Юрий Дмитрук рассказал следующее: «В результате преступного сговора глав фракций нового горсовета был отменен пункт 8.5 решения о выделении участков через аукционы. Причем общественности это подали под видом необходимости решения вопросов, не рассмотренных предыдущей властью. Причем многие депутаты лоббируют конкретные земельные вопросы – напротив этих пунктов в повестке дня дописаны их фамилии. И никто ничего не рассматривает – оглашается и за него голосуют. А иногда голосуют даже не за один вопрос, а с 1 по 10, например». Таким образом, деньги снова оседают в карманах депутатов, а не в бюджете.


В настоящее время решения о проведении земельных аукционов принимаются на местном уровне. По мнению Ю. Дмитрука, законодательная база для организации конкурсов на сегодняшний день является достаточной, и в некоторых городах Украины их активно проводят. Однако, по словам вице-президента Ассоциации городов и общин Украины Мирослава Питцика, местные органы самоуправления к этому не готовы – городские мэры зачастую не в силах противостоять желанию горсоветов распоряжаться землей по-старому. Поэтому было решено принять соответствующий закон на государственном уровне – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (для внедрения прозрачных механизмов продажи земельных участков, получения права аренды на земельные участки)». 12 января Верховна Рада такой закон приняла и отправила на подпись Президенту. Но глава государства документ отклонил – то ли нашел в нем нечто не соответствующее законам Украины, то ли в окружении Президента есть люди, личным интересам которых противоречит предлагаемый законопроект…


Еще один «камень преткновения» на пути к прозрачному рынку земли – отсутствие земельного кадастра.


«Отсутствие земельного кадастра означает, что сегодня земельные участки в Украине раздаются практически вслепую – не известны ни их четкие границы, ни расположенные там объекты, ни качество земли», – заявил Александр Черпицкий, глава Лиги защиты прав землевладельцев и землепользователей «Земля Украины».


На практике это означает, что зачастую земли используются не по назначению. Бывают и вовсе вопиющие случаи – например, иностранные инвесторы, решившие строить отельно-рекреационный комплекс на берегу Черного моря, при осмотре купленного участка с удивлением обнаружили, что половина территории покрыта водой.


«В течение прошедших двух лет Госкомзем использовал около $100 млн. для создания земельного кадастра. Но при этом Госкомзем, похоже, не задумывается, что именно он делает и как скоро эта работа будет завершена. Например, они делают аэросъемку, хотя во всем мире для этой цели используется космическая фотосъемка. Ко времени завершения работы они решат, что нужно переделать в соответствии с современными требованиями, и все начнется сначала», – говорит Наколай Присяжнюк, член Комитета ВР по вопросам экологической политики.


По словам нардепа, в настоящее время 70-80% выделяемых земельных участков из-за отсутствия четких границ «наползают» друг на друга – таким образом, постоянно возникают споры между их владельцами, которые разрешить в законном порядке практически невозможно.


Третьей заинтересованной стороной при выделении земельного участка, помимо властей и застройщиков, выступает общественность. В мировой практике получение согласия местных жителей на строительство какого-либо масштабного объекта обязательно. В нашей стране тоже решили пойти по пути демократии и проводят общественные слушания. Но, как известно, фальсифицировать их результаты и получить разрешение для целеустремленного застройщика в тандеме с местными властями не столь сложно. Впрочем, бывает и обратная ситуация: зачастую за спинами «общественности» стоят определенные структуры, просто-напросто вымогающие у застройщиков деньги…


Проблем с землеотводом сегодня хоть отбавляй и решить их «быстро и просто» при всем желании не получится. Однако даже один шаг в этом направлении улучшит положение – и лучше его сделать раньше. В противном случае раздавать скоро будет просто нечего…