C осени 2004 г. крупнейшими отечественными экспортерами апробируется новый порядок взимания НДС. Налоговики утверждают, что первый месяц испытаний принес положительные результаты и уже можно начинать внедрять новую систему на практике, то есть взимать налог не в индивидуальном порядке, а систематизированно-автоматически. Этот проект был разработан учеными-экономистами, налоговиками и представителями крупнейших предприятий в кратчайшие сроки. При этом стоит отметить, что более 70% субъектов хозяйственной деятельности, связанных с процедурой взимания и возврата НДС – комбинаты металлургической отрасли.
Проблемный налог
В Украине НДС был введен в 1997 г. с надеждой, что он станет одним из основных доходообразующих налогов в стране. Однако, действительность не оправдала этих ожиданий. Если в 1998-1999 гг. поступления от сбора возрастали, а в 2000 г. его доля в общем бюджете страны достигла 35%, то с 2001 г. поступления НДС в государственный бюджет стали неуклонно снижаться. К 2003 г. они уже не превышали 17%. К тому же с 2001 г. предприятия-экспортеры стали возмущаться администрированием налога.
Причем, если крупные экспортеры при задержках возмещения НДС имеют возможности для маневрирования ресурсами, то для среднего и малого бизнеса отвлечение и замораживание оборотных средств переносят с трудом. Таким образом, сбор стал не только бременем для налоговой системы, но и препятствием развития экономики государства. Согласно статистике, к июлю 2004-го года государственный долг по возмещению НДС предприятиям только в Донецкой области превышает 1,8 млрд. грн.
Собственно, с 2001 г. начинается широкомасштабная кампания, целью которой является упразднение данного налога. Уже через год Донецкий центр законодательных инициатив начал разработку предложения по замене НДС налогом с продаж и товарооборота – более прозрачными, гибкими и приемлемыми для предпринимателей. Однако, несмотря на постоянно снижающиеся поступления в бюджет, украинский парламент законопроект не принимает.
В 2004 г., после метаний вокруг введения НДС-счетов, государство остановилась на полумере – «залатать прорехи» в законе, обеспечить более эффективный сбор налога и своевременно возмещать предприятиям-экспортерам бюджетные задолженности. Кроме того, было принято решение о снижении НДС с 20 до 15%. 23 июня 2004 года выходит указ Президента Украины №671 “О неотложных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость”, дающий старт масштабной перестройке администрирования НДС.
Попытка не пытка
Поскольку предприятия отечественного ГМК работают преимущественно на экспорт, именно их в первую очередь коснулись проблемы с администрированием НДС. Меткомпании неоднократно выступали с требованиями своевременного возврата налога.
Например, 30 апреля 2004 года руководство мини-металлургического завода «ИСТИЛ (Украина)» направляет письмо Президенту Украины с просьбой о скорейшем возмещении НДС. Представители предприятия заявили, что они, в случае невозврата средств, будут вынуждены приостановить вполне рентабельное производство, что грозит городу потерей более 5 тысяч рабочих мест.
«Наше производство терпит непоправимые убытки в связи с задержкой и 25-30%-ным дисконтом налога на добавленную стоимость», – гласит письмо, – «Завод не намерен больше субсидировать украинскую систему НДС». А в июле 2004 г. на пресс-конференции председатель правления ОАО «ММК им. Ильича» Владимир Бойко заявил, что целесообразно заменить НДС налогом с продаж и оборота.
Поэтому не удивительно, что метпредпрития приняли активное участие в разработке и апробировании новой системы. В сентябре ММК им. Ильича, «Азовсталь», «Криворожсталь» и «Запорожсталь» включились в эксперимент по отработке администрирования НДС.
Эти предприятия имеют, с одной стороны, большие объемы производства и большие суммы уплаты налога в бюджеты различных уровней, а с другой – большие суммы возмещения (часто невозмещения) НДС из бюджета.
Так, два донецких металлургических гиганта «Азовсталь» и ММК им. Ильича включаются в эксперимент для того, чтобы обеспечить гарантированный возврат собственных средств в течение предусмотренных законом 30-ти дней. Кроме того, как утверждает руководство «мы крупная компания, дорожащая своим авторитетом, в том числе и авторитетом налогоплательщика».
Новая система
Эксперимент демонстрирует то, каким должен быть идеальный результат реформы сборов и предусматривает связь online с налоговым инспектором и полную автоматизацию встречных проверок. Как объясняет заместитель генерального директора ММК им. Ильича Александр Чако, «ежедневно в течение месяца налоговый оператор-инспектор получает информацию, исчерпывающе объясняющую составные части декларации – налоговый кредит и налоговые обязательства».
Более того, у инспектора благодаря электронной связи появляется информация о характере и объеме средств, поступающих от продажи продукции и закупки товарно-материальных ценностей и хозяйственной деятельности предприятия. Это позволяет к моменту исполнения декларации, иметь электронный вариант такой декларации. Соответственно, есть время проверять текущие операции, своевременно оформлять необходимые бумаги.
В государственных же масштабах компьютерная система, охватывающая крупных металлопроизводителей, формирующих более сорока процентов доходов в госбюджет, позволит заранее прогнозировать суммы, подлежащие возмещению на местах, а значит, повысить уровень и качество планирования госбюджета с учетом поступления средств или бюджетных возмещений крупным налогоплательщикам.
Налоговая инспекция разработала систему так называемых коридоров. «Зеленый коридор» – для предприятий с безупречной платежной репутацией. «Желтый», «оранжевый» и «красный» коридоры определяют группы предприятий с умеренным, высоким и пиковым показателями риска. Последнюю специализированная налоговики откровенно называют «мошенники».
В нее, кстати, попадает, пятая часть предприятий, связанных с горно-металлургическим комплексом. Рисковыми считаются и те, кто осуществляет внешнеэкономические связи через комиссии или работают в оффшорных зонах. «Коридоры» для каждого предприятия определяются по сумме баллов риска (максимум баллов 400).
После разработки системы коридоров, налоговая инспекция планирует модернизацию работы юридической службы. Оптимизация действий необходима, чтобы увеличить процент легально выигранных дел, который сегодня едва достигает трети. Далее предусмотрено улучшение взаимодействия с таможенной службой по вопросам контроля за экспортом и импортом. Кстати, для приема оперативной информации даже сотрудники налоговой службы прослушали более ста часов дистанционного курса обучения.
На редкие возражения предпринимателей, касающиеся недостаточной технической оснащенности и относительной целесообразности нововведений, налоговики не реагируют. Представителям специализированной налоговой службы вполне достаточно того, что рабочая группа, к примеру, донецких предпринимателей, куда входит, в частности, ЗАО «Группа «Норд», Донецкий Металлургический Завод и торгово-промышленная палата, представляющая 600 предприятий дали осуществлению нового проекта путевку в жизнь.
Подводные камни
Но даже этот идеальный вариант, предусматривающий кристально чистую бухгалтерию имеет «подводные камни» для предпринимателей. Во-первых, это попытка увязать суммы НДС, подлежащие возмещению, со средствами, поступившими в бюджет от поставщиков добросовестного налогоплательщика. Продекларировал поставщик соответствующий доход – уплаченный НДС вернут, а на «нет» и суда нет. Данное обстоятельство, учитывая 40%-ную тень в отечественной экономике, уже уменьшает возвращение НДС до 60% из 100 соответственно.
Следующий подводный камень – дополнительное упорядочение документооборота, связанное с повышением качества подготовки первичных документов, предоставляемых для отчета в налоговую инспекцию. Непосредственное следствие – добавление работе бухгалтерии предприятия. А это – дополнительные часы и дополнительные средства.
На образцово-показательных «Азовстали» и ММК им. Ильича усовершенствование документов потребовало еженедельных рабочих совещаний, приобретения новой техники и дополнительной отработки проблемных моментов. И даже на таких высокотехнологичных, модернизованных и автоматизированных предприятиях потребовалось закупать и отрабатывать средства связи нового типа.
Есть, конечно, и преимущества. Это своевременный (как и положено, в течение 30-ти дней), то есть просто нормальный возврат НДС. А, при всех благоприятных обстоятельствах, возможен даже автоматический возврат НДС (на практике еще не используется).
Опытная отработка новой системы взимания НДС заканчивается в ноябре. С 1 декабря текущего года НДС будет администрироваться по новому, что, собственно, минимизирует влияние инспектора на фронтальные и индивидуальные проверки.
Таким образом, до Нового года отечественные экспортеры теперь уже не выборочно, а фронтально ощутят на себе влияние категоризации и автоматизации. В сущности, новая система, совершенствующая администрирование, значительно ужесточает требования к бухгалтерскому учету предприятий и конкретизирует действия налоговой инспекции. Теоретические результаты пока удовлетворительные. Работу же нового механизма налогового сбора в реальных условиях покажет время.