В ноябре Российская Федерация приняла План мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2007-08 гг. В следующем году правительство намерено разработать Стратегию развития металлургии до 2015 г. Данные действия чиновников подтверждают заявления премьера Михаила Фрадкова о планах диверсификации развития экономки. В Украине же частые кризисные явления в экономике не позволяют перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы отрасли к стратегическому развитию.
Для Украины и России металлургия является одной из ключевых отраслей специализации в современной международном разделении труда. На сегодняшний день РФ занимает четверное место в мире по производству стали, Украина – восьмое. Россия вторая по экспорту металлопродукции, мы – третьи. При этом, для Киева металлургия играет более весомую роль в экономике страны в отличие от нашего северо-восточного соседа, у которого базисом экономики является ТЭК (см. табл.).
Роль металлургии в экономике России и Украины
Параметр | Россия | Украина |
Доля в ВВП, % | 5 | 22,5 |
Доля в промпроизводстве, % | 18 | 27 |
Доля в валютных поступлениях, % | 10 | 40 |
Доля в налоговых платежах, % | 9 | 10 |
Место в структуре экспорта страны | 2 (после ТЭК) | 1 |
Учитывая сильную зависимость от состояния ТЭКа, Россия, по заявлению премьера Фрадкова, намерена диверсифицировать развитие своей экономики, дабы не допустить углубление «голландской болезни». В связи с этим в недрах правительства РФ и стали разрабатываться программы по развитию металлургии как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В ноябре был презентован План мероприятий по развитию металлургической промышленности России на 2007-08 гг. uaprom.info проанализировал видение и предложения россиян, которые являются весьма актуальными и для Украины.
В России и Украине металлургия практически полностью перешла под контроль крупного бизнеса. Но если в РФ уже завершился процесс логической внутренней консолидации с построением вертикально и горизонтально интегрированных компаний, то в Украине на лицо просматривается избыточность активов у одних финансово-промышленных групп, и нехватка их у других. Безусловно, в отечественной металлургии назрела проблема оптимизации структуры производства. Правда следует отметить, что консенсус между металлургическими олигархами в России был достигнут не столько в связи с прозрачностью и цивилизованностью бизнеса, сколько из-за страха перед государственной силовой машиной (пример ЮКОСа).
Тем не менее, можно констатировать, что дисбаланс в отрасли мешает украинским меткомпаниям создавать транснациональные холдинги. А это, в свою очередь, позволило бы им повысить свою конкурентоспособность: усилить контроль над издержками, привлекать серьезные финансовые ресурсы, укрепить свои позиции на внешних рынках, что делает компании менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры.
Стабильное состояние металлургической отрасли российские чиновники считают своей заслугой. По мнению экспертов Минпромэнерго, усилия правительства по защите внутреннего рынка РФ, отмене импортных пошлин на основные виды высокотехнологического оборудования, оказанию политической поддержке проектам российских компаний по приобретению активов за рубежом, уменьшению ограничений в отношении российской металлопродукции на внешних рынках привело к тому, что металлургия РФ твердо стоит на ногах. «Сегодня это позволяет перейти от оперативного и тактического реагирования на проблемы отрасли к разработке Стратегии развития метпромышленности до 2015 г.», – говорит замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус. Правда, госслужащие скромно «забывают» упомянуть, что конкурентоспособность российской металлопродукции во многом базируется на дешевых субсидируемых энергоресурсах.
Итак, что же предлагает правительство России в краткосрочной перспективе (зафиксировано в Плане на 2007-08 гг.)? Прежде всего, для стабильного развития металлургии Кабмин намеревается снижать зависимость отрасли от внешних рынков, прежде всего, за счет внутреннего спроса на металлопродукцию. Согласно прогнозам чиновников, в РФ констатируется увеличение «домашнего» потребления металла со стороны практически всех отраслей: авиастроения; судостроения; с/х, транспортного и энергетического машиностроения.
В то же время, на Украине же прирост использования продукции металлургов ожидается в машиностроении, самой металлургии, ТЭК, транспорте и строительстве. Характерно, что такие отрасли, производящие конечный продукт с добавленной стоимостью, как авиастроение и автомобилестроение, не рассматриваются нашими чиновниками в качестве потенциальных отраслей-потребителей металлопродукции.
Еще одной отличительной чертой подхода россиян можно назвать попытку увязать инвестиционные программы естественных монополий Российской Федерации с возможностями металлургов. «Задача по обеспечению соответствия между структурой внутреннего спроса и возможностями металлургической промышленности требуют комплексного решения на основе межотраслевой координации, на базе уже принятых и разрабатываемых среднесрочных и долгосрочных стратегий отраслевого развития», – говорит Реус. Особо стоит подчеркнуть, что государству в этом процессе отводится роль системного координатора.
Также правительство РФ рассматривает свою миссию в снятии структурных ограничений долговременного экономического роста. В связи с этим интересно отметить ряд направлений, которые ставит перед собой государство по развитию металлургии. Прежде всего, это содействие инвестиционным процессам, проходящим в отрасли, создавая дополнительные возможности для ее участников. В 2005 г. инвестиции в металлургию выросли в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. и составили $31 млрд., а прогноз на этот год – $39 млрд. (26% роста). Для сравнения за несколько последних лет в украинскую металлургию было инвестировано всего $2 млрд. А по оценкам экспертов, чтобы существенно снизить зависимость металлургов от энергоносителей, на такое техперевооружение украинских метпредприятий необходимо затратить еще порядка $10 млрд., что является «неподъемной» суммой для украинского бизнеса.
Характерной чертой стратегии российского правительства можно считать их стремление брать на себя решение задач, которые бизнес сам по себе решить не может (например, инфраструктурных) и которые дают значительный мультипликативный эффект. В частности, сейчас в Минпромэнерго совместно с металлургическими и машиностроительными предприятиями реализуется программа по освоению новых и улучшению качества металлопродукции для автопрома и сельхозмашиностроения. Аналогичная работа ведется в рамках реализации судостроительной и авиационной стратегий, стратегий развития транспортного машиностроения.
Особое место занимает вопрос обеспечения строительства газовых и нефтяных магистралей российскими трубами большого диаметра. Ключевые направления и параметры развития трубопроводной инфраструктуры зафиксированы в Энергетической стратегии России до 2020 г. Такие российские примеры подтверждают необходимость более тесной координации стратегий развития отраслей на основе многостороннего действия бизнеса и государства.