Алюминиевые амбиции: корпоративная стратегия с оглядкой на государство

Share

Алюминиевый локомотив российской экономики?


 


То, что российская экономика крепко «сидит» на нефтяной игле, является почти аксиомой. Соответственно, ведущую роль в экономики играют частные нефтяные компании, а до недавних пор амбиции их простирались и на политическую сферу. Показательная расправа с ЮКОСом лишь загнала в подполье эти отраслевые притязания. Очевидно, что без смены экономических приоритетов команде Владимира Путина будет довольно сложно удержаться при власти. Не говоря уже о том, что в стратегической перспективе закрепление сырьевой специализации крайне невыгодно России с экономической точки зрения.


 


На этом фоне симптоматична активность «Русала», суть которой изложена в проведенном компанией исследовании «О роли государства в повышении конкурентоспособности экономики», которое скорее можно назвать «О роли алюминиевой промышленности в повышении конкурентоспособности российского государства». И в таком виде оно является манифестом отрасли.


 


Логика этого манифеста проста. Опора на сырьевые отрасли экономики бесперспективна, однако остальные отрасли по объективным причинам не могут выступить «локомотивами» экономического роста, за исключением одной – алюминиевой промышленности. В частности, в исследовании отмечается «В силу высокой добавленной стоимости, получаемой при производстве первичного алюминия, а также ограниченности собственной сырьевой базы, российских производителей алюминия нельзя рассматривать в качестве простых переработчиков сырьевых ресурсов, а алюминиевую промышленность – как чисто сырьевую».


 


Амбиции российской алюминиевой промышленности подкрепляются оптимистичными прогнозами о росте мирового потребления алюминия, а также расширения сфер его применения.


 


В исследовании, естественно, указывается, что «доказательством преимуществ российской промышленности может служить опыт функционирования крупнейшей алюминиевой компании России «Русал».


 


«Светлое будущее» «Русала»


 


Учитывая благоприятную конъюнктуру в ближайшем обозримом будущем, а также взятую на себя миссию «локомотива» российской экономики, «Русал» планирует к 2013 г. повысить производство первичного алюминия до 5 млн. т (2004 г. – 2,6 млн. т.) и глинозема – до 8 млн. т (2004 г. – 3 млн. т). Кроме того, будет увеличена до 50 % от общего объема удельная доля продукции с более высокой добавленной стоимостью. На территории России предполагается построить три алюминиевых завода: в 2006 г. – Хакасский (мощность 300 тыс. т в год), 2007 г. – Иркутский (500 тыс. т в год), а к 2013 г. – Богучанский (500 тыс. т в год). Также будет построен Архангельский глиноземный комбинат (1 млн. т в год).


 


Помимо этого, как заявил генеральный директор дочерней структуры «Русала» ООО «Инженерно-технологический центр» Виктор Манн, до 2012 г. будет реализовано ряд модернизационных проектов по техперевооружению уже существующих алюминиевых заводов на сумму 684 млн. долл. Красноярский в 2004-2007 гг., а Братский в 2006-2012 гг. получат по 270 млн. долл., Новокузнецкий в 2006-2011 гг. – 94 млн. долл., Саяногорский в 2004-2007 гг. – 50 млн. долл.


 


Все эти мероприятия, по прогнозам специалистов «Русала», дадут возможность сделать Россию мировым лидером по производству первичного алюминия, а сама компания расширит свою нишу с до 20 % (в 2003 г. – 10 %). Суммарный объем инвестиций компании в российскую экономику составит около 7,4 млрд. долл., что будет иметь значительный мультипликативный эффект на смежные отрасли. Причем подчеркивается, что, например, строительные субподряды будут получать именно российские предприятия.


 


Российская «алюминиевая» империя?


 


Нарисовав картину «светлого будущего», «Русал» не забыл обрисовать и сферу компетентности государства. В отличие от нашумевшей год назад идеи главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса о построении Либеральной империи, «Русал» выступает за сохранение значительного присутствия государства в экономике. Прежде всего, по мнению компании, прямыми обязанностями государственных органов является обеспечение экономической стабильности. В свою очередь «экономическая стабильность» раскладывается на четыре составляющих, из которых две касаются регламентации государства ценообразования в энергетической сфере, а две остальных подчеркивают усиление роли государства как инвестора.


 


Во-первых, это «гарантии доступа предприятий к энергетическим и инфраструктурным объектам и их продукции по прогнозируемым, экономически обоснованным тарифам на основе долгосрочных договоров».


 


Во-вторых, «установление целевых долгосрочных тарифов».


 


В-третьих, «адресное развитие инфраструктуры, как главного конкурентного преимущества страны посредством целевых инфраструктурных инвестиций».


 


В-четвертых, «использование свободных средств банков с государственным участием для инвестирования в приоритетные проекты».


 


Переведем эти общие тезисы на язык экономической практики. «Русал» осознает, что его главное конкурентное преимущество на мировом рынке это ценовая конкурентоспособность, которая обеспечивается во многом низкими ценами на электроэнергию. Соответственно, предпосылкой разворачивания строительства алюминиевых заводов должно стать обещание правительства зафиксировать энерготарифы для данных проектов.


 


Что касается инвестиций, то здесь «Русал», судя по всему, надеется, с одной стороны, на бюджетные средства, а с другой стороны, на роль особого клиента для недавно созданного по инициативе бывшего российского премьер-министра Михаила Касьянова (совместно РФ и Казахстаном) Банка реконструкции и развития.


 


Но если в чем и согласны идеологи либерального и алюминиевого вариантов российской империи, так это в том, что государство на внешних рынках должно выступать партнером крупных российских компаний. Другой общей задачей является формирование транснациональных корпораций (естественно, с центром в РФ) для «представления интересов страны в мировой экономике», чтобы «Россия расширила свою роль на мировых рынках до тех пределов, которых она действительно достойна по своему ресурсному, культурному и, прежде всего, «человеческому» потенциалу».


 


Впрочем, ряд экспертов и СМИ объясняют вспышку патриотизма вполне утилитарными причинами. К примеру, журнал «Профиль» и Центр политической конъюнктуры России выдвинули гипотезу, что причиной всему – попытка руководства «Русала» обезопасить себя в отношении возможных обвинений в уклонении от уплаты налогов (более 400 млн. дол. в год) путем применения внешних толлинговых схем.


 


Перспектива


 


Идеи, заложенные в стратегию развития «Русала», частично, соответствуют основным тенденциям современной российской экономической политики. Тем не менее, весьма сомнительно, что реформы естественных монополий (например, того же РАО «ЕЭС») будут делаться под потребности одной отрасли, даже такой перспективной, как алюминиевая. Еще менее вероятно, что преференции (в виде фиксированных тарифов) будут даны одной компании, пусть даже такой прогрессивной как «Русал». Ведь Россия и так находится под прицелом постоянной критики Евросоюза и США за низкие внутрироссийские цены на энергоресурсы.


 


А вот на что «Русал», действительно, может претендовать, так это на выгодные государственные инвестиции, в том числе за счет межотраслевого перераспределение ресурсов через бюджет развития, в котором аккумулируются сверхприбыли от торговли нефтью. «Алюминщики», наверняка, могут рассчитывать на внешнеполитическую поддержку со стороны Кремля. Наконец, многое говорит за то, что «Русский алюминий» будет позиционироваться, как новый символ «цивилизованного» и «социально ответственного» российского капитализма».