Назначенный на 3 октября приватизационный конкурс, на котором должен быть продан 76%-й госпакет акций ХК «Лугансктепловоз» приостановлен. Похоже, что точку в приватизационной эпопее луганского тепловозостроительного завода, которая длится уже восемь лет, не удастся поставить и на этот раз.
Приватизационные процессы, сопровождающиеся судебными войнами, применением админресурса, и лоббированием властью интересов частных структур, не являются редкостью для отечественной экономики. Однако, даже самым влиятельным бизнес-акторам Украины практически никогда не удавалось столь открыто срывать проведение конкурса за считанные часы до его начала.
ХК «Лугансктепловоз» нельзя отнести к «перлинам» украинской экономики. 110-летнее предприятие с почти на 80% изношенными основными фондами, обросшими долгами и хроническим дефицитом средств, сегодня практически не приносит прибыли государству. Луганский завод специализируется на производстве магистральных грузовых и пассажирских тепловозов, электропоездов постоянного и переменного тока, дизель-поездов, трамвайных вагонов, а также запчастей к ним. Предприятие обладает важным преимуществом – в названных сегментах оно является абсолютным монополистом на территории Украины. В то же время, и количество покупателей продукции завода очень ограничено. Для того, чтобы обеспечить бесперебойность работы во время отсутствия заказов от «Укрзалізниці» завод выходит на внешние рынки. Значительная часть его продукции направляется в Россию, Беларусь, Казахстан, Иран, Ирак и Сирию.
Впервые украинское правительство решило выставить на продажу луганский тепловозостроительный завод в 1998 году. В том году предприятие находилось в нижней точке спада и сумело собрать за год всего лишь 5 грузовых тепловозов, тогда как, например, в 1990 г. их количество достигало 1013. Поэтому не удивительно, что в то время «Лугансктепловоз» не заинтересовал ни набирающие обороты отечественные ФПГ, ни иностранных инвесторов. Первые были заняты бизнесом в других отраслях экономики, а иностранцы просто не решались вкладывать деньги в крайне нестабильную Украину.
После неудачной попытки продать завод вопрос о его дальнейшей судьбе завис в воздухе. По всей видимости, государство просто не определилось, что ему делать с этим с предприятием. Крупнейшие отечественные ФПГ в это время были заняты выстраиванием замкнутых производственных циклов в ГМК и не готовы были переварить этот непрофильный, но достаточно привлекательный актив. Однако отдавать «Лугансктепловоз» в руки конкурентов также не хотели.
Попытки центральной власти, пустить завод с молотка встречали сопротивление со стороны местных властей. В 2001 г., когда ХК «АвтоКрАЗ» попыталась приобрести завод, тогдашний губернатор Луганской области выступил категорически против передачи предприятия в частные руки. Формально компания даже выиграла конкурс, в котором, к слову, была единственным участником, но отсутствие достаточного политического влияния не позволило ей удержать покупку.
Ситуация изменилась, когда собственники группы получили доступ к властным рычагам, влившись в ряды правящей в 2005- I пол. 2006 гг. политической силе – блока «Наша Украина». Обладая политической поддержкой, компания планировала завершить создания замкнутой машиностроительной корпорации. Ряд судебных решений, давал основания вернуть себе пакет акций, приобретенный в 2001 году. Однако, политические катаклизмы летом 2006 года внесли существенные корректировки.
Во время летних политических баталий, инициативу по приватизации госпредприятия взяла на себя глава ФГИ социалистка Валентина Семенюк. В конце июля она выставила 76% пакет акций на продажу. Правительство Юрия Еханурова занимало достаточно либеральную позицию относительно приватизации госимущества, поэтому шансы ФГИ успешно провести конкурс были достаточно высокими. В тоже время, специалисты утверждают, что условия намеченного конкурсу были прописаны под российскую ФПГ «Трансмашхолдинг», которая давно присматривалась к «Лугансктепловозу».
Однако, после избрания нового правительства, исполнительная власть заняла жесткую позицию по отношению к намеченному конкурса. Сначала, 8 сентября вице-премьер Андрей Клюев заявил, что тепловозостроительное предприятие не будет приватизироваться, а на его основе будет создано СП. Через 10 дней уже сам премьер настоял на приостановлении конкурса по продаже госпакета «Лугансктепловоза».
Несмотря на позицию главы исполнительной власти, глава ФГИ продолжила подготовку к проведению конкурса, аргументируя это штрафными санкциями, которые придется уплатить Фонду участникам, подавшим заявления и подписавших предварительный договор. По словам главы ФГИ, претенденты заключили восемь договоров о конфиденциальности информации, предоставленной потенциальными покупателями. Изначально прогнозировалось, что среди возможных претендентов на контрольный пакет акций, будут такие промышленные монстры как “Трансмашхолдинг” (Россия), ХК “АвтоКрАЗ” (Украина), Siemens (Германия), “Славутич-Капитал”, “Приват-Интертрейдинг” (Родина не установлена), Kolej (Польша). Однако, после того как 25 сентября закончился срок приёма заявок на участие в конкурсе по продаже “Лугансктепловоза”, стало известно, что интерес к покупке акций выявляли лишь четыре из них: АО “Днепровагонмаш” (Украина), “Марганецкий горно-обогатительный комбинат” (Украина), ОАО “Демиховский машиностроительный завод” (Россия) и ЗАО “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод” (Россия).
Таким образом, в рамках приватизационного конкурса борьба за ХК «Лугансктепловоз» должна была развернуться между двумя мощными игроками – украинской ФПГ «Приват» и российской ФПГ «Трансмашхолдинг». Днепропетровскую бизнес-группу луганский тепловозостроительный завод, скорее всего, интересует в качестве объекта для дальнейшей перепродажи за более высокую цену, возможно, тому же «Трансмашхолдингу». Для российской ФПГ луганская компания представляет особый интерес. Дело в том, что «Трансмашхолдинг» выпускает практически все виды подвижного состава, за исключением магистральных тепловозов. Как раз, именно на этой продукции специализируется «Лугансктепловоз». Таким образом, российская компания намеривалась участвовать в приватизационном конкурсе с целью создания горизонтально и вертикально интегрированных цепочек в желдормашиностроении. В дальнейшем в таком формате россияне хотят заполучить контракты в рамках модернизации подвижного состава ОАО «Российские железные дороги». Руководство “АвтоКрАЗа” заявку на участие в приватизационном конкурсе «Лугансктепловоза» не подало, поскольку считает луганский завод своей законной собственностью.
Как было сказано, участвовать в торгах планировали и европейские инвесторы (в том числе Siemens и Kolej), для которых украинский актив мог бы стать определенным плацдармом для расширения бизнеса на постсоветском пространстве. Однако, противоречивые заявления представителей украинской власти и судебные разбирательства девальвировали их желание вкладывать деньги в украинскую экономику.
Сразу же после окончанию приема заявок на участие в торгах, несколько украинских судов приняли решения о запрете проведения конкурса. Лишь благодаря активности главы ФГИ, 29 сентября апелляционный суд Киева отменил постановление Печерского районного суда Киева о запрете на проведения приватизационного конкурса. Однако помимо этого решения существует еще запрет Киевского хозяйственного суда (по иску Привата) и решение Высшего административного суда Украины о признании компании «АвтоКрАЗ» законным собственником 76% акций «Лугансктепловоза» по итогам конкурса 2001 года
В результате судебного вето и категоричной позиции Кабмина ФГИ за день до конкурса приказом от 2 октября приостановил проведение конкурса по продаже 76% акций. Как сообщила пресс-служба В. Семенюк, рабочей группе по проведению экспертизы подтверждающих документов при продаже пакетов акций луганского завода запрещено осуществлять любые действия, связанные с оформлением протокола с перечнем участников, допущенных к участию в конкурсе, и его утверждением. ФГИ издал приказ во исполнение постановления Михайловского районного суда Запорожской области от 15 сентября и определения хозяйственного суда Киева от 2 октября. Согласно данным пресс-службы, Михайловский районный суд Запорожской области удовлетворил административный иск физического лица и, в частности, постановил признать противоправными действия ФГИ по подготовке и проведению конкурса и обязал Фонд воздержаться от его проведения.
Скорее всего, тотальная атака на решение ФГИ о продаже «Лугансктепловоза» обусловлена заинтересованностью отечественных претендентов в приостановке конкурса, или даже его отмене. Во-первых, участник торгов группа «Приват» имела невысокие шансы на победу в конкурсе. Во-вторых, полтавская ФПГ «АвтоКрАЗ» заинтересована в срыве конкурса в принципе, по названным выше причинах. В-третьих, столь категоричная позиция Кабмина, дает основания предполагать, что крупные ФПГ после раздела активов ГМК и ТЭКа, и назначения лояльного руководства крупных монополий (в том числе «Укрзалізниці») готовы взяться за бизнес в тех сегментах, которые обеспечивают реализацию госзаказов.
Так или иначе, приватизация «Лугансктепловоза» забуксовала. По всей видимости, отечественный капитал пытается выиграть время, используя для этого все доступные ресурсы, в том числе политические. Максимальную экономическую выгоду от приватизации получит та ФПГ, которой удастся установить/сохранить контроль над крупнейшим заказчиком продукции «Лугансктепловоза» – «Укрзалізницею». Удивительно, что в намеченном на 3 октября приватизационном конкурсе ни одна из этих ФПГ не была представлена. Скорей всего, именно по их требованию была произведена остановка приватизационного конкурса.