В последний день июня акционеры Arcelor все-таки отклонили предложение владельца российской «Северстали» Алексея Мордашова о слиянии двух компаний. Фактически, новое предложение Mittal Steel означает отказ от контрольного пакета акций в новой структуре Arcelor-Mittal, чтобы не оказаться на вторых ролях в мировой металлургии.
Необходимо отметить, что «челночные» переговоры представителей Arcelor дали свои плоды. Прежде всего, это сохранение контрольного пакета акций (50,5%) за текущими акционерами европейской компании (семье Митталов будут принадлежать 43,4% и три места в совете директоров). Также большинство топ-менеджеров сохранят свои посты в новой компании. Но самое главное – теперь Arcelor может диктовать условия своим потенциальным покупателям. Подключив к проблеме российскую «Северсталь», Arcelor, фактически, создал конкурс уже не на свое поглощение, а на слияние, в котором можно отстаивать выгодные для Arcelor позиции.
Сейчас шансы Mittal Steel на осуществление сделки с Arcelor более реальны, нежели у «Северстали». Тем не менее, у Алексея Мордашова была возможность склонить чашу весов в свою пользу. Одна из них – пойти по пути своего коллеги Лакшми Миттала, переманивая на свою сторону крупных акционеров Arcelor и убеждая их 30 июня на общем собрании голосовать за сделку с его компанией. Однако, этого не произошло: практически все крупные владельцы акций Arcelor (в частности, Ромэн Залески (7,4%), правительство Люксембурга (5,62%), фонды Corporacion JMAC и Aristain (3,55%), Валлония (Бельгия) (2,4%)) высказались в пользу предложения Mittal Steel.
Суть другого варианта состояла в том, чтобы перебить оферту Mittal Steel своей новой, более финансово привлекательной для акционеров Arcelor. Однако, сделать это было крайне сложно. Мордашов уже собирался взять кредит у голландского банка для выплаты Arcelor ?1,25 млрд., которые он обязался заплатить денежными средствами помимо 89,6% акций «Северстали», а также своих долей в американской Severstal North America и итальянской Lucchini. Т.е. финансовые ресурсы Мордашова оказались ограниченными, он нуждался в партнере. Но такового не оказалось. Наиболее вероятным казался прессе Роман Абрамович. Параллельно прослеживается и «почерк» Миттала во время проведения конкурсов: задавить конкурента финансовой мощью. Если сделка с «Северсталью» оценивалась в ?13 мдрд., то Mittal Steel предложила ?25,6 млрд. ($32,2 млрд.).
Сейчас, когда стало ясно, что путь к сделке Arcelor-Mittal открыт, наиболее вероятным видят альянс Мордашов-Абрамович. Напомним, что последний приобретает 40% акций крупнейшей горно-металлургической компании РФ «Евразхолдинга». Кроме того, уже оба олигарха высказывают интерес ко второму европейскому производителю стали – англо-голландскому Corus.
Правда, если такой союз состоится, ему будет необходима политическая поддержка Кремля. И сколько бы лидеры ЕС (например, президент Франции Жак Ширак) не говорили об отсутствии политической поднаготной в принятии решения по Arcelor-Mittal, данный пример показал неумение Кремля лоббировать интересы российского бизнеса в Европе. Но пока что Мордашову придется удовлетворяться компенсацией Arcelor в размере $130 млн.
В контексте влияния альянса Arcelor-Mittal на украинский горно-металлургический комплекс вполне вероятно, что произойдет укрепление позиций MS на Украине (ведь известно, что традиционные рынки Arcelor – Европа и Латинская Америка, а Mittal Steel – развивающиеся страны). Это, скорее всего, выльется в невыполнение инвестобязательств по «Криворожстали», которые сейчас исполняются «со страшным скрипом». Ведь, вряд ли наше правительство, придерживающееся евроинтеграционного курса, будет портить отношение с ЕС.
Кроме того, пойдет более ожесточенная борьба за достройку КГОКОРа. Сейчас наиболее оптимальным признали оферту российских компаний «Металлоинвест» и «Смарт-групп». Однако, Mittal Steel уже развертывает компанию о непрозрачности тендера. Тем не менее, совместные усилия Arcelor-Mittal могут склонить чашу весов в их пользу. Правда, не стоит исключать, что часть ресурсов Arcelor-Mittal будет отвлечено на слияние, однако слишком сильно рассчитывать на это не стоит. Подтверждением этого тезиса можно считать заявление и.о. премьер-министра Юрия Еханурова о том, что Кабмин оказывается политическое давление в вопросе выбора инвестора для завершения строительства горно-обогатительного комбината.
Также влияние от объединения Arcelor-Mittal будет распространяться на стоимость отечественных меткомбинатов. Очевидно, что уже в мире не осталось дешевых активов. И для того, чтобы приобрести предприятие, необходимо будет выложить круглую сумму. Прежде всего, это относится к отдельным заводам (ММК им. Ильича, «Запорожсталь», сырьевые активы «Привата»). Напомним, что зимой этого года мариупольский меткомбинат попадал в тяжелое финансовое положения, и председателю правления ММК тогда несколько раз предлагали продать предприятие. Впрочем, не исключено, что сделка Arcelor-Mittal спровоцирует консолидацию меткомпаний внутри Украины. В частности, ММК давно проявляет интерес к сырьевым предприятиям «Привата», а «Запорожсталь» активно консолидирует свои активы с целью выхода на IPO.