До конца года «Мечел» рассчитывал договориться с ВТБ, Сбербанком и Газпромбанком (на них приходится $4,5 млрд из $6,7 млрд общего долга компании) о реструктуризации задолженности, говорил его гендиректор Олег Коржов. Но договориться удалось пока только с двумя из них: Сбербанк все еще продолжает переговоры с «Мечелом», пытаясь добиться частичного погашения задолженности, которая сейчас составляет $1,4 млрд.
Для снижения долга перед Сбербанком компания готова расстаться с долей в гигантском Эльгинском угольном месторождении (запасы – 2,2 млрд т), рассказал предправления ВТБ Андрей Костин в интервью Bloomberg. Ранее источники «Ведомостей» говорили, что «Мечел» может продать долю в «Эльгаугле» (владелец лицензии на месторождение) Газпромбанку. Костин уточнил, что ВТБ участвует в переговорах вместе с Газпромбанком.
Новость инвесторам понравилась: «Мечел» на Московской бирже вчера подорожал на 3,8% до 32,3 млрд руб. (индекс ММВБ просел на 0,23%).
«Мечел» может продать от 50 до 100% в «Эльгаугле», но компания рассчитывает получить опцион на обратную покупку акций, говорили источники «Ведомостей», близкие к разным сторонам переговоров. За сколько может быть продан актив, они не рассказывали. Всего «Мечел» потратил на развитие Эльги – с учетом инвестиций в строительство дороги – $2,5 млрд, заявляла ранее компания. Запасы Эльгинского угольного месторождения – с учетом его себестоимости, отсутствия сопоставимых перерабатывающих мощностей и проч. – можно оценить в $700–800 млн, подсчитал аналитик UBS Николай Сосновский, исходя из аналогии с существующими в России сходными активами.
Газпромбанку, вероятно, хватило бы средств на покупку всего «Эльгаугля», другой вопрос – готов ли банк на это пойти, ведь это ухудшит его позицию по ликвидности и, возможно, качество активов, рассуждает аналитик Moody’s Александр Проклов.
Собеседник «Ведомостей» в одном из банков-кредиторов рассказал, что первоначальная схема реструктуризации долга со Сбербанком не изменилась, просто в ней стало больше участников. Какую долю в Эльге купит ВТБ, а какую Газпромбанк, пока не определено. Еще один человек в банке – кредиторе «Мечела» заявил, что у ВТБ сейчас нет определенной переговорной позиции: банк может как поучаствовать в сделке деньгами, так и конвертировать долг в акции «Эльгаугля». «Пока четкого понимания нет», – подчеркнул он.
В сентябре ВТБ и Газпромбанк согласились реструктурировать задолженность «Мечела» до апреля 2017 г. и конвертировать долг в рубли. Банки получили в залог некоторые активы компании (см. врез).
ВТБ мог войти в переговоры, чтобы получить дополнительные гарантии и снизить риски, считает аналитик RMG Андрей Третельников. Но в любом случае, даже если реструктуризация задолженности перед Сбербанком пройдет успешно, «Мечелу» будет сложно обслуживать долг, уверен он. «Сейчас цены на уголь и металл на многолетних минимумах, EBITDA «Мечела» в лучшем случае по итогам 2015 г. будет $780 млн, тогда как долг вряд ли сильно сократится – в итоге на обслуживание долга компания по итогам года может потратить около $850 млн. «Мечелу» надо в 2 раза снизить общий долг, но даже в этом случае компании будет сложно его обслуживать», – считает эксперт.
Представители ВТБ, Сбербанка и «Мечела» отказались от комментариев, представитель Газпромбанка не ответил на вопросы «Ведомостей».