На 10 областей Украины, где идут боевые действия, приходится половина ВВП, – Марченко

Share

Негативные последствия войны для экономики Украины будут колоссальными

На 10 областей, где идут боевые действия, приходится половина ВВП, сообщил в интервью «Форбс» министр финансов Украины Сергей Марченко.

«Важнейший участок – Харьков, Киев и Мариуполь, которые вносили очень существенный вклад в ВВП. Многие логистические цепочки полностью разорваны, многие предприятия уничтожены физически, некоторые не могут работать в режиме войны, многие работники просто уехали. Министерство экономики считало, что потери будут составлять от трети до половины ВВП. По другой оценке, речь идет о $500 млрд. Точно можно будет сосчитать только после войны», – сказал он.

Марченко отметил, что у Украины огромные бюджетные расходы и резко снизились доходы.

«На таможне мы собираем от силы 15% поступлений мирного времени. Несмотря на то, что Одесса не оккупирована, одесская таможня не функционирует. А она приносила до 20% поступлений. Киевская таможня тоже остановилась, функционирует только западное направление. Традиционные грузы не едут, к тому же Кабмин принял решение о гуманитарке и продовольствии, что тоже ведет к снижению доходов бюджета», – подчеркнул министр.

По другим доходам, по словам Марченко, не все однозначно.

«В первые дни Национальный банк перечислил часть доходов, госбанки заплатили дивиденды, многие заплатили налоги заранее. Все это позволило возмещать НДС, производить социальные выплаты и обслуживать долг», – сказал министр.

Он добавил, что «горячие головы» предлагали провести реструктуризацию, списать долги, но «мы это категорически отвергли».

«Логика проста: если ты хочешь принимать новые ссуды, пожалуйста, аккуратно обслуживай старые. Тем более что в этом году у нас нет особых проблем с обслуживанием и погашением долга. Наибольшие выплаты в сентябре – $900 млн, в остальные месяцы – в пределах $100–150 млн», – пояснил глава Минфина.

«Учитывая, что мы активно работаем с международными партнерами (принято решение МВФ по RFI, Всемирный банк нам дает $700 млн, а ЕС – €1,2 млрд), проблема долга для нас не является приоритетной», – подытожил Марченко.