Александр Иванов: Задача СБУ – ловить шпионов, а не давить на бизнес

Share

 Что вы думаете о событиях последних дней, о действиях СБУ – осмотрах, проверках в цехах, ночных визитах на предприятие?

– Я – технарь. Если честно, не совсем понимаю, для чего это делается. Задача СБУ – ловить шпионов, а не оказывать давление на бизнес и вмешиваться в его работу. Все эти звонки среди ночи, ночные проверки… Такое ощущение, что СБУ используют как инструмент угроз, нажима. У них совсем другое предназначение…

Дело возбуждено по статье 441 Уголовного кодекса Украины («Экоцид»). Я считаю, это нонсенс. Об этом говорят и многие эксперты-юристы. Ситуация с выбросами у нас такая же примерно, как и во многих других городах Украины. Хотя нет, там хуже, чем у нас. Специалисты отрасли это прекрасно знают. Но почему-то дело по «экоциду» возбуждено только в отношении нашего предприятия.

– На днях с внеплановой проверкой пришла Госинспекция ядерного регулирования. Почему опять?

– Подобная внеплановая проверка была проведена на предприятии совсем недавно. И не одна. Совершенно неясно, почему буквально через месяц снова проводится такая же проверка. На своих объектах мы используем технологию, которая применяется во всем мире. Если говорить о машинах непрерывного литья заготовок с использованием источника излучения «Кобальт» – их построено более сотни по всему миру. Может, это перестраховка со стороны силовиков, может, что-то еще…

– Что с замерами в цехах?

– На этой неделе они проводились на объектах коксохимического производства и аглофабрике метпроизводства. Полагаю, руководство СБУ не понаслышке знает об этих объектах. Наших экологов не допустили к проверкам, мы даже не знаем их результатов. Видели неоднократно, что приборы измерения, с которыми пришла СБУ, выключались и перезагружались. Нам никто не показал на них документы. Поэтому мы не знаем, насколько корректны эти показатели и какие результаты мы в итоге получим. Это вызывает большие вопросы и сомнения.

При этом идут выборочные проверки, сознательно на старых объектах. Например, на коксовых батареях №№ 1–2, аглофабрике. Потому что изначально хотят получить определенный результат. Какой – мы прекрасно понимаем.

У нас есть информация по всем коксохимам Украины. Можно сравнить уровень выбросов. Практически все коксовые батареи в нашей стране находятся в неудовлетворительном состоянии. Если уж браться за коксовые батареи, то надо останавливать их работу по всей стране и покупать кокс в Польше. Таким образом, закрывать коксохимический бизнес в Украине. При этом новые батареи были построены только в «АрселорМиттал Кривой Рог», нигде более. Это говорит о том, что ситуация на нашем предприятии наиболее оптимальная. В 2008 году мы реконструировали коксовые батареи №№ 3–4, а год назад построили батареи №№ 5–6.

– В июле вы и другие руководители меткомбината встречались с Президентом Украины. После этого прошли переговоры с представителями Офиса Президента в Днепре. В итоге компания объявила о пяти шагах, в том числе о реализации краткосрочных экологических мер. Какой статус их выполнения?

– Действительно, в июле мы встречались с главой государства Владимиром Зеленским, после этого с представителями Офиса Президента и Днепропетровской областной администрации. Наметили ряд оперативных мер.

Например, в июле мы провели экспериментальную исследовательскую работу на коксовых батареях №№ 1 и 2. Начали ремонт камер коксования методом керамической наплавки с последующей герметизацией мелких трещин огнеупорной кладки путем вдувания порошковых смесей. Во-первых, это однозначно снизит газование загрузочных люков наверху коксовых батарей. Второе – это уберет перетоки газа через отопительную систему и снизит выбросы на дымовой трубе. В первую очередь – выбросы оксида углерода, оксидов азота.

Мы ожидаем снижения выбросов по этому проекту, как минимум, на 10–15%. Уже визуально наблюдаем снижение объемов дыма. Делали снимки, я их показывал Президенту на встрече. С июля мы проводили эксперименты, а с августа приступили к этому проекту. На сегодня мы уже выполнили работы на 15 из 59 печей коксовой батареи № 1. Практически на четверть задача выполнена. Будем делать и остальные печи. Мы, кстати, первыми в Украине делаем подобный проект.

В аглоцехах также началось несколько экспериментальных работ. Одна из них – это использование водяной пушки, которая позволила снизить пылеобразование. Планируем также использовать специальный состав (полимеры), который дает возможность снизить уровень пыли. Будем добавлять в шихту полимеры – 40 граммов на тонну шихты. Этот материал на молекулярном уровне связывает мелкодисперсные частички между собой в комки, что улучшает качество агломерата и снижает вредные выбросы. И это минус 20 процентов по пыли. Есть и другие проекты, над которыми мы работаем и ждем подтверждения результатов их эффективности.

– Из планов предприятия мы знаем, что в ближайшие пять лет выбросы загрязняющих веществ будут снижены на 50–55%. Скажите, на каком этапе находится реализация этой инвестиционной программы? Всё ли в силе?

– На самом деле эту работу мы начали давно. Сейчас у нас уже проведена модернизация второго блока конвертеров (№№ 4, 5, 6), где нам удалось снизить выбросы до 50 мг на кубометр. Не дожидаясь реконструкции первого блока конвертеров (№№ 1, 2, 3), мы уже сейчас занялись модернизацией первого конвертера и установкой газоочистки, что уже к октябрю позволит снизить количество пыли со 100 до 70 мг на кубометр. В данный момент разрабатывается график перефутеровки, совсем скоро мы завершим этот проект. Эту работу мы будем выполнять и на других конвертерах.

Кроме того, продолжаем реконструкцию аглоцеха № 2, чтобы уменьшить влияние производства на окружающую среду, повысить производительность и надежность оборудования. Ранее, в 2017–2018 годах, мы реконструировали пятую и шестую агломашины, сейчас завершаем работу на четвертой, в октябре начнутся горячие испытания. После этого в ноябре приступим к модернизации первой агломашины. Весь проект оценивается в 150 млн долларов. На каждой обновленной агломашине установлена новая аспирационная система, заменена газоочистка, используется более эффективный (сухой) способ улавливания пыли с помощью электрофильтров. Эффект – снижение выбросов пыли на 250 тонн в год по каждой реконструированной машине.

Следующий этап – закрытие устаревших технологических линий агломерационного производства, аглоцеха № 1 и аглоцеха метпроизводства. Мы сможем это сделать благодаря строительству новой фабрики окомкования, для которой выбрали одну из лучших технологий в мире. Она будет выпускать около 4,5–5 млн тонн окатышей в год. Мы сможем использовать окатыши в качестве сырья для доменных печей и благодаря этому закрыть сразу две аглофабрики. Если при закрытии одной из них мы рассчитывали на снижение уровня пыли на 38%, то при двух уменьшение составит 52% от всех выбросов в агломерации. А на агломерационное производство у нас приходится около 75% от всех выбросов меткомбината, это имеет определяющее значение.

В настоящее время ведется разработка технической документации, базового инжиниринга по этому проекту. Строительство фабрики окомкования обойдется нашему предприятию примерно в 350 млн долларов. В ближайшее время мы планируем подать бюджет проекта в корпорацию, что позволит определить объем финансирования и основные технические решения. Затем мы сможем приступить к строительству фабрики, которое должно завершиться в 2022 году.

Как и все горно-металлургические предприятия в Украине, комбинат «Криворожсталь» был построен в прошлом веке, в далеком 1934 году, посреди Кривого Рога. Ну, или город потом вырос вокруг этого завода. Нам досталось достаточно сложное наследие. Со своей стороны, мы делаем всё, чтобы к 2022–2023 гг. снизить общий уровень выбросов на 50–55%. Для этого мы реализуем масштабную экологическую программу. Однако она не может быть выполнена мгновенно и рассчитана на несколько лет. Это стоит больших денег. В ближайшие пять лет наши капитальные расходы составят 1,8 млрд долларов.

Мы все сделаем. Если, конечно, нам дадут возможность работать…

– Скажите, какими будут действия руководства, если давление на предприятие будет продолжаться?

– Я – не политик. Верю в то, что в конце концов всё встанет на свои места, ситуация разрешится. АрселорМиттал – точно не та компания, которая даст себя в обиду и позволит оказывать давление и далее. Я работаю в международной компании, у которой есть определенные возможности, позволяющие вернуть ситуацию в нормальное русло. Но я верю в здравый смысл. Думаю, все будет хорошо, и мы выполним все, что наметили. В этом, надеюсь, заинтересованы и власти, и жители города. И в этом заинтересованы, в первую очередь, мы сами.