На грани: почему ДМК может остановиться

Share

Впервые за свою 130-летнюю историю Днепровский металлургический комбинат полностью был остановлен корпорацией ИСД весной 2017 г. Тогда предприятие оказалось заложником блокады неподконтрольных Украине территорий Донбасса, откуда поставлялся кокс для выплавки чугуна. У ДМК резко пропали оборотные средства, за счет которых закупалось сырье. В качестве антикризисных мер руководство предприятия рассчитывало на возмещение комбинату НДС, но полученные 1,5 млрд. грн. так и пропали бесследно.

Одновременно разрастался системный кризис внутри самого ИСД, что закончилось разборками между акционерами корпорации. В итоге, генеральный директор ИСД и один из ее совладельцев Олег Мкртчан уже почти полтора года находится под стражей в российской тюрьме по подозрению в растрате более 1 млрд рублей, полученных ранее у «Внешэкономбанка». С последним связывают группу инвесторов, владеющих более 50% акций ИСД.

А в лондонском суде идет подготовка к процессу сразу по трем искам. Один инициирован экс-владельцем корпорации Виталием Гайдуком, который уверен, что при продажи в 2010 г. его пакета акций Мкртчан и другой соакционер, ныне нардеп Сергей Тарута не доплатили ему 800 млн долл. В свою очередь Тарута подал перекрестные против Гайдука и Мкртчана, требуя 50% киевского фешенебельного отеля Хайят и Украинской горно-металлургической компании.

Конфликт акционеров парализовала принятие решений внутри ИСД, в результате чего корпорация лишилась руководства: срок действия доверенности исполнительного директора Максима Завгороднего на право занимать эту должность истек. Естественно, под удар попали активы ИСД, прежде всего, ДМК, кредиторская задолженность которого росла как снежный ком и превысила 80 млрд. грн.

«Первой ласточкой» стал иск к комбинату бизнесмена Рафика Дау (и по совместительству родственника О. Мкртчана). Как оказалось, Днепровский меткомбинат по указанию гендиректора ИСД получил средства от Р. Дау на производство продукции, которые в итоге были выведены на кипрский офшор, тем самым оставив завод без оборотных средств. Ну и в набат приходится уже бить в начале лета: 31 мая Хозсуд Днепропетровской области инициировал банкротство ДМК. Формальным поводом к таким действиям стал иск малоизвестной ООО «Технобудмонтаж Групп», которой предприятие задолжало всего… 2,5 млн. грн. Это привело к тому, что комбинат не может полноценно распоряжаться своими средствами на счетах, в том числе финансировать социальную сферу, поскольку должен направлять все деньги на погашение текущих обязательств перед кредиторами.

Учитывая непростой период, ДМК выпустил официальное заявление, в котором говориться, что «предприятие рассчитывает работать в обычном режиме и пройти дело о банкротстве без простоев производства». Это важно в том контексте, что на комбинате работает почти 9,5 тыс. человек, то есть, является, по сути, градообразующим. Ежемесячно городской бюджет наполняется почти на 40% за счет платежей ДМК.

Паралич руководства ИСД привел к остановке его польского актива – комбината Huta Czestochowa. С конца мая предприятие сокращало производство и, в итоге, его электродуговая печь практически остановилась, часть рабочих либо уволены, либо выведены в простой. Корпорация вела переговоры с британским инвестфондом Greybull Capital о продаже Huta Czestochowa, чтобы получить хоть какие-то живые деньги. Но недавно стало известно, что правление компании ISD Polska, владеющей металлургическим комбинатом ISD Huta Czestochowa, подало в суд заявление о банкротстве предприятия с последующей его ликвидацией. А Greybull Capital заявил о выходе фонда из переговорного процесса, мотивировав решение тем, что фонд был заинтересован в приобретении работающего предприятия, а не простаивающего.

Последним, еще работающим активом ИСД остается венгерский Dunaferr, но и там ситуация «на тоненького». У топ-менеджмента предприятия не прекращаются трения с профсоюзами, которые угрожают забастовками. Политические силы в Венгрии охотно спекулируют на теме национализации комбината. Но главное – падение цен на сталь в Европе, скорее всего, вновь вернет Dunaferr в убытки и поставит вопрос об остановке и этого предприятия.

Объективно говоря, управленческие просчеты ИСД порой допускались как по вине самих топ-менеджеров, так и руководство становилось заложником объективных обстоятельств. Но жителям Каменского от этого не легче. Остановка ДМК будет означать потерю большого количества рабочих мест, «дыру» для бюджета города, невыплаты коммунальщикам и так далее. А в государственном масштабе – негативное влияние на ВВП страны и курс гривни.