Большая приватизация-2019: ФГИ обещает, МВФ волнуется

Share

Что продают?

На заседании 16 января Кабмин утвердил перечень, который включает шесть энергетических компаний – ПАО «Центрэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», ПАО «Запорожьеоблэнерго», АО «Харьковоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго», АО «Хмельницкоблэнерго», добывающие АО «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК) и ГП «Угольная компания «Краснолиманская», машиностроительные предприятия ПАО «Азовмаш» и ГП «Завод «Электротяжмаш». В список также вошли завод по производству минеральных удобрений ПАО «Сумыхимпром» и один из крупнейших производителей аммиака ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), нефтехимический комплекс АО «Ориана», ПАО «Национальная акционерная компания «Украгролизинг», столичный гостиничный комплекс «Президент-Отель» и фармацевтическая компания «Индар». Всего 16 госкомпаний.

Все они перекочевали в новый список из перечня, принятого Кабмином на 2018 г. Тогда правительство строило более амбициозные планы, рассчитывая продать 23 госкомпании, выручив при этом 21,3 млрд грн. Однако ни одна из них так и не дошла до продажи. План по приватизации был выполнен на 2% (за счет мелких объектов), и Министерству финансов пришлось покрывать дефицит бюджета за счет дополнительных заимствований.

В этом году план скорректировали, исключив из списка «Завод алюминиевой фольги», «Аграрный фонд», Запорожский титано-магниевый комбинат, «Турбоатом», Херсонскую, Днепровскую и Северодонецкую ТЭЦ, а также Криворожскую теплоцентраль.

Судить нельзя продать

Хотя объектов большой приватизации стало меньше, уже сейчас очевидно, что процесс их продажи не будет безоблачным. Для шести предприятий из перечня Фонд государственного имущества еще в прошлом году отобрал инвестиционных советников, которые должны готовить их к продаже. Для пяти из них – а это ОПЗ, «Краснолиманская», «Электротяжмаш», «Индар» и ОГХК, – процесс заблокирован, жалуется и.о. председателя ФГИ Виталий Трубаров.

Участники конкурсов по отбору советников пытаются оспорить их результаты в судах. В частности, ООО «Грант Торнтон» просит признать недействительными результаты конкурсов для «Электротяжмаша», «Краснолиманской» и «Индара». Иск к ФГИ с аналогичными требованиями в отношении ОГХК и ОПЗ подало ООО "АК Маршаллер и партнеры". Суд объединил их в одно дело, рассмотрение которого продолжается с сентября. Пока идут разбирательства, Кабмин не может утвердить уже отобранных советников, объясняет эксперт в сфере политики государственной собственности Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский: «Ничего не будет происходить, пока эти конкурсы не будут разблокированы. И это только первая часть для того, чтобы инвестиционный советник начал работать, встречаться с потенциальными покупателями. Никто даже не говорит о том, чтобы конкурс (по продаже – ред.) проводить. И сколько времени это займет, никто не знает».

Исход судов в ФГИ прогнозировать не берутся, лишь констатируя, что дело находится на рассмотрении в апелляционной инстанции. «Сейчас рассматривает апелляционный суд. Истцы заявили отвод судьи. Назначено очередное заседание суда», – отметил в комментарии uaprom.info пресс-секретарь главы ФГИ Константин Галушко. Судебные процессы, которые не дают возможности начать подготовку госкомпаний к продаже, он называет основной причиной неудачных результатов большой приватизации в минувшем году.

Новые конкурсы

Ряд предприятий в прошлом году уже проходил этап отбора инвестсоветников, но результаты конкурсов оказались неудачными. «Ориана» и «Украгролизинг» получили всего по одной заявке. Теперь их жду повторные конкурсы, которые должны объявить уже в следующем месяце, сообщили uaprom.info в пресс-службе ФГИ. А мариупольский «Азовмаш», не получивший ни одной заявки от потенциальных советников, к приватизации будет готовить Фонд госимущества.

В этом году ФГИ предстоит найти инвестсоветников и для остальных компаний из нового списка, не дошедших до этого этапа в 2018-м. Но даты по этим объектам в Фонде не озвучивают, объясняя, что конкурсная комиссия пока не принимала соответствующих решений.

Какие перспективы?

Ближе всего к приватизации оказались два объекта – киевский «Президент Отель» и генерирующая компания «Центрэнерго». На заседании 16 января Кабмин принял решение провести повторный конкурс по приватизации «Центрэнерго» на прежних условиях и по прежней цене – 5,9 млрд грн.

Компанию могли продать еще в декабре 2018-го, но ФГИ отменил конкурс. Свое решение в ведомстве объяснили тем, что его участники – «Укрдонинвест» и «Нефтебитумный завод» – подали не соответствующие законодательству пакеты документов. Кроме того, один из претендентов, по данным ФГИ, через бенефициара связан с компаниями в России. Источники «Интерфакс-Украина» говорят, что новый конкурс может быть объявлен уже до конца января. Правительство спешит с решением, пока не истек срок оценки компании (до 31 марта 2019 года).

С «Президент-Отелем» ситуация выглядит более понятной. Гостиничный комплекс находится на этапе подготовки инвестиционным советником «Конкорд Консалтинг». А продажа может состояться уже весной, говорят в ФГИ.

Оба предприятия вместе с заблокированными судом угольной компанией «Краснолиманская» и фармкомпанией «Индар» фигурируют в Меморандуме о финансовой и экономической политике, который одобрил Совет директоров МВФ, принимая решение предоставить Украине финансирование в рамках новой 14-месячной программы stand-by. В соответствии с документом, Украина взяла на себя обязательства продать эти компании уже в первой половине года.

«Договорились с Постоянным представителем Международного валютного фонда господином Люнгманом совместными усилиями решить проблемы, которые блокируют процесс большой приватизации. Четкое требование МВФ – начать в 2019 году продажи компаний из перечня большой приватизации», – отметил на днях глава ФГИ Трубаров.

Внимание МВФ к процессу может стать дополнительным стимулом для эффективной приватизации. В этом контексте заявление главы ФГИ является инструментом «определенного давления на группы стейкхолдеров и демонстрации необходимости проведения приватизации», – говорит эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Егор Киян.

В свою очередь Дмитрий Яблоновский говорит о недостаточной публичности приватизационных процессов и проблем, которые их тормозят. «Мы знаем, что был список предприятий большой приватизации, но вот свести это в красивую картину как внешние эксперты до конца не можем, потому что есть предприятия, по которым не понятен их текущий статус и никто из тех людей, которые за это отвечают, не рассказывает публично, что там происходит. Публичность – это не гарантия ускорения процесса, но она бы увеличила доверие», – говорит эксперт.