Естественный отбор: как государство переполовинит остатки горной отрасли

Share

Министерство энергетики готовится пополниться новой структурой – ГП «Национальная угольная компания». Ее основной задачей станет централизация управленческой вертикали в углепроме, но это совсем не значит, что госшахты банально поменяют верхушку. Период становления новой управляющей компании станет для половины государственных угледобытчиков началом конца – они войдут в ликвидационную фазу, тем самым максимально упростив жизнь будущим частным собственникам ликвидных госшахт.

ГП «Национальная угольная компания» (НУК) создано распоряжением Кабмина №1019-р, изданным в последних числах декабря 2017 года. На прошлой неделе этот документ был опубликован, так что сейчас процесс формирования новой структуры войдет в прикладную фазу.

«Создание нового государственного предприятия позволит оптимизировать структуру угледобывающих предприятий путем создания единого юридического лица, сосредоточить трудовые и материальные ресурсы, достигнув их наивысшей эффективности и обеспечив публичность и прозрачность работы угледобывающих предприятий», – говорится в информационной сопроводительной справке к упомянутому распоряжению Кабмина.

В пользу этой теории говорят и цифры. Например, после создания НУК с плеч горняков будет снято 40 объектов социальной сферы – их передадут на баланс местных органов власти. При этом после перехода шахт под новую единую структуру отпадет нужда в угольных объединениях. Это означает, что появится возможность ликвидировать их кадровые аппараты и ставшие избыточными производственные и непроизводственные управления.

По скромным расчетам, эти мероприятия позволят экономить по 200 млн. грн. в год, а это неплохая заявка на снижение себестоимости угля. Но все может оказаться еще оптимистичнее. Речь о том, что в управление НУК войдут далеко не все 28 имеющихся в госсобственности шахт. «Убыточные передавать в «Национальную угольную» не будут. Специально для этого в распоряжении Кабмина было написано, что реорганизация угольных объединений будет осуществляться путем присоединения (а не объединения)», – сообщил источник UAprom в Минэнерго.

По его словам, процесс «естественного отбора» закончится тем, что в НУК будет передано меньше половины (около 10) шахт. Среди них – им. Стаханова, «Центральная», «Торецкая», «Южнодонбасская №1», «Южнодонбасская №3». Остальная половина горных предприятий будет передана ГП «Укруглереструктуризация» – структуре, которая занимается ликвидацией шахт.

Таким образом, на выходе из ГП «Национальная угольная компания» получится вполне себе ликвидное предприятие. В государственной сфере это явление не обычное, но долго бояться нового шахтерам не придется: НУК с первых дней своего основания получит неофициального куратора, на интересы которого и станет работать. В общем-то, именно поэтому на рынке сейчас всех интересует фамилия будущего главы ГП, по которой и можно будет вычислить «смотрящего» за «Национальной угольной».

«Сейчас на Хрещатик,30 (центральный офис Минэнерго – ред.) стоит очередь желающих, которая заканчивается за поворотом на Главпочтамт», – говорит один из собеседников. При этом, по его словам, подсуконная борьба за вакантное кресло уже началась. Например, недавно глава министерства Игорь Насалик на одном из внутренних совещаний заявил, что будет выдвигать на эту должность своего профильного (угольного) зама Анатолия Корзуна, который считается близким неофициальному куратору государственного углепрома Виталию Кропачеву.

Но люди внутри системы говорят, что «подсветив» эту кандидатуру, министр фактически ее «похоронил». Почему так? Все просто: Насалик и Корзун в конфликте. А, значит, здесь применяется давно известная формула: если ты хочешь кого-то «сбить», анонсируй его назначение.