Почему итоги приватизации «Центрэнерго» уже понятны

Share

В этом году государство планирует распрощаться с последним крупным производителем электроэнергии – на приватизационные торги будут выставлены 78% акций «Центрэнерго». До самого конкурса еще полгода, но люди уже приготовились: конкурентной борьбы за этот актив не получится из-за перераспределения контроля над его ресурсной базой.

По плану-графику, утвержденному ФГИ в конце прошлого года, приватизация ПАО «Центрэнерго» запланирована на июнь 2018-го. На это решение рынок не обратил особого внимания, поскольку таких докментов Фонд генерирует по несколько штук в год, и ни один из них не был полностью выполнен. Объясняется это, как правило, техническими причинами.

Но если экономить время на прямолинейности, то все проще: приватизация таких крупных компаний как «Центрэнерго» невыгодна. В том смысле, что после перехода в частную собственность, на этом активе уже невозможно «зарабатывать». В этом контексте назначенный на лето этого года конкурс по продаже 78% УФ ПАО воспринимается несерьезно – все ждут, что торги просто опять перенесут. Но сейчас не тот случай.

Шансы на реальный вывод акций «Центрэнерго» на продажу повысили события конца прошлого года, когда произошел передел контроля над сферой поставок угольного концентрата на станции компании. Так, если до этих событий топливо ПАО поставляло минимум два игрока (ДТЭК Рината Ахметова и группа государственных шахт), то с декабря отношения с «Центрэнерго» сохранили только последние, да и то с нюансом: поставки концентрата на ТЭС «Центрэнерго» госшахты осуществляют только по бумагам. На самом деле отгрузка ведется с фабрик группы «Укрдонинвест» Виталия Кропачева, где государственный уголь проходит процедуру обогащения.

Еще пару месяцев назад можно было говорить про то, что структуры Ахметова и Кропачева занимали примерно равные позиции в отношениях с «Центрэнерго». Сейчас бизнесмен из Тореза не оставил вокруг себя никого: энергетическая госкомпания переориентировалась с закупок угля марки «Г» у «ДТЭК» на контрактные отношения с ООО «Краснолиманское», которое в конце прошлого года было выкуплено Виталием Кропачевым у бывшего народного депутата ПР Игоря Гуменюка.

Итого получилось так, что сейчас Кропачев главный и единственный источник поставок концентрата на «Центрэнерго». Кто из зарубежных инвесторов при памяти согласится в таких условиях участвовать в приватизации госпакета ПАО? Правильно: никто. В лагере Кропачева это понимают, поэтому его команда, по данным UAprom, уже сейчас готовится к июньским торгам Фонда.

Одним словом, Виталия Кропачева, который считается близким Игорю Кононенко, можно было б считать без пяти минут собственником последней крупной генкомпании страны. Однако есть одно но. Параллельно процессу консолидации ресурсной базы «Центрэнерго» в руках группы «Укрдонинвест», концентрацией кредиторской задолженности ПАО занимались конкуренты – группа «Энергомережа» Дмитрия Крючкова.

Еще совсем недавно казалось, что этот план был выполнен: из 136 млн. грн. признанной судом кредиторки «Центрэнерго», которая находится в процедуре банкротства, 70 млн. грн. (т.е. большинство) числилось за структурами «Энергомережи». Но скоро позиции Крючкова, который как считается фронтирует интересы братьев Григория и Игоря Суркисов, могут пошатнуться: по данным источников UAprom, сейчас часть консолидированной «Энергомережой» кредиторки (около 6 млн. грн.) оспаривается в судах, и если этот план будет доведен до конца, на конкурсе ФГИ Виталию Кропачеву будет совсем одиноко.