Обезгаживание «Нафтогаза»

Share

Противостояние центральной власти с управленцами «Нафтогаза» вышло на новый уровень: ослаблять позиции Андрея Коболева его оппоненты взялись через отъем у госкомпании лицензий. Если план ресурсного «обезвоживания» НАКа сработает, обвал объемов добычи газа, а вместе с ним и влиятельности команды Коболева, гарантирован. Отдельным бонусом для окружения Петра Порошенко станет возможность вывести отобранные у группы «Нафтогаз» участки на свободный рынок, где частные компании давно испытывают дефицит предложения ликвидных площадей.

В контексте промысла газа прошлый год прошел для НАК «Нафтогаз Украины» на минорной ноте: по решению суда госкомпания потеряла права разработки сразу трех перспективных площадей в Полтавской области – Оболонской, Будищанско-Чутовской и Писаревской. Теперь Государственная служба геологии и недр, по инициативе которой и были отобраны спецразрешения на разработку этих участков, может передать право их разработки любой другой структуре.

Пока что ее имя не распространяется, но оно и понятно. После выхода в публичную плоскость новому оператору не стоит ждать легкой жизни: на днях «Нафтогаз» заявил о планах в судебном порядке требовать финансовую компенсацию от компаний, которые приобретут спецразрешения.

«По письмам Полтавского облсовета и Госгеослужба инициировалось прекращение трех лицензий НАКа. Мы считаем, эти лицензии были прекращены по надуманным причинам. И сейчас мы слышим, что их собираются выставить на продажу. В эти лицензии «Нафтогаз» вложил приблизительно 1 млрд. грн. Мы намерены обращаться в суд для возмещения нам этих средств», – сказал на днях глава НАК Андрей Коболев.

Тройка отобранных у «Нафтогаза» месторождений – это не все хорошие новости. В конце прошлого года Госгеослужба своим приказом №549 заблокировала работу контролируемой «Нафтогазом» «Укргаздобычи» сразу на четырех месторождениях: Чутовском, Родниковском, Розумивском и Веснянком (все – Полтавская обл.).

По данным «Укргаздобычи», из-за особенностей местной трубопроводной инфраструктуры, в которую выдается газ с этих месторождений, остановка их эксплуатации парализует выдачу газа в сеть с других участков госкомпании – Яблуновского, Восточно-Полтавского, Копыловского и Березовского.

Одним словом, перспективы у «Нафтогаза» и подконтрольных ему компаний «веселые». Например, в той же «Укргаздобыче» уже снизили свой прогноз по добыче природного газа в 2018 году на 3% с ранее ожидаемых 16,5 млрд. куб. м до 15,94 млрд. куб. м. Интересно, что это падение спрогнозировано на основании провала графика выдачи новых спецразрешений, а если к нему добавить парализованный промысел на восьми вышеупомянутых месторождениях, то глубина декаданса будет еще масштабнее.

«По программе «20/20» (к 2020 г. добывать 20 млрд. куб. м газа – ред.) мы ежегодно, начиная с 2015 года, должны получать по 20 новых лицензий. А в прошлом году, например, получили только четыре. В 2016 году новых лицензий было 13. Без разработки новых месторождений выполнить эту программу очень сложно», – сообщил на этой неделе замглавы правления «Укргаздобычи» Александр Романюк.

Срыв программы расширения лицензионной базы «Укргаздобычи» – заслуга Полтавского облсовета и Госгеослужбы. Первый (через главу облсовета Александра Биленького) контролируется Игорем Кононенко. Вторая (через главу Геослужбы Олега Кирилюка) – Владимиром Гройсманом. Таким образом, оба члена команды Петра Порошенко делают общее дело: вручную обваливают добычу группы компаний «Нафтогаза», а вместе с ней и влиятельность Коболева.

Расшатать позиции СЕО НАК до уровня подконтрольности команде поклонников БПП вряд ли удастся. Но это совсем не означает, что в их текущей активности нет смысла: любой местный газодобытчик подтвердит проблему дефицита свободных ликвидных газовых месторождений, которую вполне может решить отъем ресурсной базы у группы «Нафтогаз».