Спасет ли Китай марганцевый бизнес Коломойского

Share

Глобальный бизнес группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова по добыче марганцевой руды пережил сверхтрудную зиму. Фактически, украинские бизнесмены вывели в простой почти все производственные активы. Так, с начала 2016 года остановлены украинские Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, с 20 января – грузинский Georgian Manganese, а со 2 февраля на техобслуживание «ушел» австралийский рудник Woodie Woodie, входящий в компанию Consolidated Minerals.

Пробить дно

Таким образом, «приватовцы» вывели с рынка порядка 3 млн. т марганцевой руды в год (около 1,2 млн. т в Украине, 0,4 млн. т в Грузии и 1,4 млн. т в Австралии), а единственным работающим активом остался африканский Ghana Manganese, входящий в ConsMin и поднимающий «на гора» приблизительно 1,5 млн. т сырья в год. При этом, стоит отметить, что даже при рентабельном производстве за 9 месяцев 2015 года чистый убыток австралийской компании составил $15 млн.

Основная причина таких печальных событий – крутое 57%-ное пике цен на марганцевую руду, которые в итоге упали ниже себестоимости добычи даже в Австралии, не говоря о таких high cost производителях, как Украина и Грузия. В частности, в январе стоимость руды с содержанием марганца 44% обвалилась до около $1,85/dmtu CIF Tianjin (исторический минимум), но в феврале поднялась до уровня $2,10 (на фоне завершения Китайского нового года). Тем не менее, этого оказалось недостаточно, чтобы оживить хотя бы австралийский актив, производственные затраты которого C1 без фрахта и роялти удалось снизить в 3 квартале 2015 года до $2,20.

Поэтому ConsMin, остановив рудник Woodie Woodie, продолжала продавать сырье из его складских запасов, а также ганскую продукцию месторождения Nsuta. По данным CRU, в этот момент лишь 20% предприятий на мировом рынке продолжали генерировать позитивный денежный поток, а размер остановленных мощностей в глобальной марганцевой отрасли достиг 6 млн. т. Вполне естественно, что по состоянию на 29 февраля денежные средства и их эквиваленты ConsMin снизились до $41 млн. с $76 млн. на 31 декабря и со $102 млн. на 30 сентября.

Возрождение Китая

Однако с 7 марта на всех сырьевых рынках началось ценовое ралли, основанное на оптимизме в отношении роста экономики Китая и, как следствие, повышения спроса на сталь, что потянет за собой смежные отрасли. Марганцевая руда не стала исключением, показав подъем в диапазоне 12-15%. Естественно, свою роль также сыграло снижение предложения на мировом рынке после остановки мощностей в зимний период.

Так, 11 марта руда 44% Mn уже торговалась в китайских портах по $2,90/dmtu CIF, а сырье 37% Mn – по $2,70. При этом высококачественная австралийская крупнокусковая руда 44-46% Mn подорожала до $3-3,05 для поставок в апреле, а железорудная мелочь из Австралии – до $2,80.

Более того, многие поставщики отказались выходить на рынок даже по таким котировкам. В частности, все еще отсутствуют отгрузки 44% Mn из Габона, а южноафриканские компании выставили предложения по этой продукции лишь на апрель-май. Поэтому покупатели из Китая «размели» практически все складские запасы из Австралии.

«На рынке сумасшествие, цены продолжают расти… Предложение очень ограничено, а китайские потребители просто дерутся за товар. В Южной Африке уже закончилась руда на апрель, а майские предложения начнутся с торгов от свыше $3,00», – утверждает потребитель руды в китайской провинции Шаньси (Shaanxi), жалуясь, что габонское сырье все еще недоступно.

Вполне естественно, что на фоне такого дефицита спотовые цены в китайском морпорту Tianjin достигли просто заоблачного уровня. Например, австралийская крупнокусковая руда 44-46% Mn расходилась 11 марта по 43-45 юаней/dmtu ($6,60-6,90) по сравнению с 36-38 юаней неделей ранее и 20 юаней в начале февраля. «Цены растут в портах каждый день, главным образом, за счет снижения складских запасов», – сообщил потребитель сырья в провинции Шаньдун (Shandong).

Сейчас уровень запасов в Tianjin упал до 800-900 тыс. т по сравнению с 2 млн. т под конец 2015 года. По мнению индийского покупателя, цены продолжат расти и дальше в апреле-мае, поскольку до сих пор на рынок не вышли потребители из Индии, а производители сырья заняли выжидательную позицию. Наверняка, в «Привате» и ConsMin также наблюдают за рыночной конъюнктурой, чтобы в нужный момент запустить остановленные активы. Однако в такой волатильной среде есть большие риски промахнуться мимо срока, ведь те же цены на железную руду после дикого скачка до $63 ежедневно падают на споте, а оптимизм в отношении Китая не может длиться вечно.