«Укрнафта»: «Приват» и власти подошли к черте

Share

Прошлую неделю Игорь Коломойский закончил на минорной ноте: фискалы арестовали основные счета подконтрольной бизнесмену «Укрнафты». Это решение вкупе с уже стартовавшим процессом лишения компании месторождений может парализовать ее в считанные дни. Таким образом, днепропетровский олигарх и его провластные оппоненты подошли к определенной точке невозврата, за которой последует либо производственный крах «Укрнафты», либо этап ее производственного ренессанса.

Формальным виновником крупных проблем «Привата» стала Государственная исполнительна служба, арестовавшая недавно 672 банковских счета ПАО «Укрнафта». Поводом для этого стали долги компании, большинство из которых сформировано перед налоговой – 10 млрд. грн.

О конфликте Игоря Коломойского с фискалами известно уже давно, поэтому историю с арестом счетов можно воспринимать лишь как новый виток во взаимоотношениях оппонентов. В действительности ситуация иная: кроме налоговиков на «Укрнафту» стали активно налегать госструктуры, которые во взаимоотношениях с ней до последнего времени придерживались нейтралитета.

Например, пару дней назад Государственная служба геологии и недр официально объявила о приостановке действия трех спецразрешений на пользование недрами Голубовского, Юрьевского и Лопушнянского месторождений ПАО. А в конце прошлой недели в унисон ей стал говорить Антимонопольный комитет: им начато расследование в рамках дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства при проведении аукционов по продаже нефти «Укрнафты».

Де-юре претензии к нефтяной компании у каждой структуры свои, но де-факто все они сводятся к одному: финансовым нарушениям ПАО. На нынешнее обострение этой темы скептики не обращают особого внимания, пеняя на то, что конфликт Игоря Коломойского с властью по этой теме идет уже не первый год.

Но у нынешней ситуации есть минимум одно фундаментальное отличие от прежних эпизодов: дойдя до стадии ареста счетов предприятия и аннулирования его спецразрешений, стороны исключили возможность подписания мировой с сохранением лица. Теперь у оппонентов есть всего два сценария дальнейшего развития событий. Первый заключается в сдаче чиновниками своих позиций. Второй – в обострении отношений до критической черты.

Какой бы из этих вариантов не был выбран, он будет щедр на сенсации. Например, если власть отступит, она будет тут же обвинена в сговоре с «Приватом», тем самым дав повод для подозрений в коррупции. Если же курс будет взят на эскалацию, «Укрнафта» очень скоро сможет оказаться в производственном тупике – без возможности оперировать собственными финансами и эксплуатировать месторождения, ПАО будет банально парализовано.

Кто-то может посчитать такой сценарий невозможным – мол, несмотря на происходящее, «Укрнафта» продолжает оставаться крупнейшим нефтедобытчиком в стране, который не готовы загубить ни его государственные, ни частные акционеры. Но эту категорию оптимистов может охладить тот факт, что в лагере Игоря Коломойского уже вовсю готовятся к превращению ПАО в пустышку. В прошлом году «приватовские» менеджеры «Укрнафты» вывели из компании под видом предоплаты почти 13,5 млрд. грн., которые были зачислены на структуры днепропетровской бизнес-группы. При этом дебиторская задолженность нефтекомпании перед «приватовскими» фирмами на конец прошлого года достигла рекордной сумы – 19 млрд. грн.