Холостой выстрел по ПГК

Share

На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко подписал указ о санкциях в отношении крупнейшего российского железнодорожного оператора ОАО «Первая грузовая компания» (Москва) и его 100% украинскую «дочку» ООО «Первая грузовая компания в Украине» (Киев). Речь идет о полном прекращении транзита ресурсов и перевозок по территории нашей страны. Скорее всего, такие меры стали неожиданностью не только для России, но и для украинской стороны, ведь пока до конца не ясно, каким образом и когда эти меры буду реализованы.

«Практически, санкции еще не начали реализовываться, мы сейчас заканчиваем обсуждение, каким образом они будут реализованы», – сообщил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

Но если украинские транспортники пока не решили, как на практике применять ограничительные меры, то Минтранс РФ не заставил себя ждать с «оптимистичным» заявление. Как считает их транспортное ведомство, «санкции со стороны украинских властей в отношении российских ж/д операторов создадут у них опасения к отправке своих вагонов в направлении Украины, а это спровоцируют дефицит вагонов». Вдобавок в министерстве обратили внимание на то, что «исключение в Украине из рабочего парка порядка 5 тыс. вагонов может привести к дефициту вагонов на внутреннем рынке Украины и росту ставок на перевозку грузов».

Рынок в замешательстве

Наложение санкций также поставило в тупик и сами компании, которые под них попали, и участников рынка, которые пользовались их услугами. В ПГК и «ПГК в Украине» еще на прошлой неделе комментировать ситуацию отказывались, ссылаясь на внутреннее решение вопроса. Но уже на текущей неделе в ПГК объявили, что данный документ содержит предписание об ограничении курсирования вагонов ПГК и ПГКУ на территории Украины (доля которой в консолидированном грузообороте ПГК составляет около 2,5%) и при этом не подразумевает задержания, ареста либо национализации имущества этих двух компаний.

«В отсутствии конкретного механизма применения вышеуказанных ограничений ПГК будет находиться в тесном взаимодействии с «Укрзализныцей» для выработки плана дальнейшей работы. Действия ПГК направлены исключительно на защиту интересов всех клиентов вне зависимости от их территориальной принадлежности, а также на исключение негативных последствий данного решения для экономик Украины и РФ», – уточнили в компании.

О возникнувших проблемах говорят и участники рынка. Например, металлургическая корпорация «Индустриальный союз Донбасса», которая пользуется услугами ПГК для импорта железной руды со Стойленского ГОКа. Кстати, обе российские структуры являются родственными, поскольку входят в группу НЛМК, подконтрольную Владимиру Лисину. Так, директор правового департамента ИСД Сергей Ткаченко рассказал UAprom, что часть поставок из России осуществлялась с использованием услуг ПГК и что в обозримом будущем могут возникнуть практические сложности с доставкой грузов или соблюдением согласованных графиков поставок.

«Введенные санкции могут оказать влияние на операционную деятельность наших заводов и усложнить логистические процессы. В то же время, некоторые контракты с российскими поставщиками предусматривают обязательство поставщиков обеспечить предоставление ж/д вагонов и транспортировку. В таком случае, с правовой точки зрения, обязательство поставщиков никуда не пропадают и не изменяются по сути. Поставщики должны найти возможность использовать других операторов или инициировать изменение условий контрактов. Эта правовая позиция была доведена к сведению некоторых контрагентов. Однако, мы пока что смотрим на данную проблему как на операционную, а не системную, которая может решаться в рабочем порядке», – отметил С.Ткаченко.

UAprom также обращался к еще одному крупному промышленному клиенту ПГК – меткомбинату «АрселорМиттал Кривой Рог», но на предприятии отказались комментировать проблему.

Не так страшен черт, как его рисуют

И хоть сами санкции наделали много шума в СМИ, эксперты утверждают, что серьезных последствий для Украины уход с рынка «ПГК в Украине» не последует. Напомним, согласно данным ЦТС-Консалтинг, в 2014 году вагонами компании было перевезено около 1 млн. т грузов, а это менее 0,3% всех грузоперевозок в стране.

«Санкции к ПГК Украина – это несерьезно, учитывая их целых 0,3% в объемах грузоперевозок в Украине. Поэтому интересны мотивы их применения. Это или показательная мера, не преследующая целью затрагивание российских интересов в украинских ж/д перевозках, или неумелый выбор объекта санкций», – полагает руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

Более того, старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Анрейченко утверждает, что долю российской компании и ее дочки на украинской ж/д рынке смогут заменить отечественные перевозчики. Напомним, что собственный парк компании составляет 500 полувагонов, также компания оперирует более чем 5 тыс. вагонов материнской компании. «Я бы не называл это критической величиной. Скорее всего, их смогут легко заменить другие украинские перевозчики», – утверждает эксперт.

С юридической точки зрения

Хоть и Порошенко подписал указ, до конца еще не понятен реальный юридический механизм применения заявленных санкций. По данным партнера и адвокат АО IMG Partners Леси Каспрук, соответствующего разъяснения о применении ограничительных мер на сегодняшний день нет, поэтому вопрос «когда санкции реально начнут действовать» остается открытым.

«Возможно, Россия в ответ также введет соответствующие санкции: например, запрет транзита украинских грузов по территории России. Это около 20 млн. т продукции украинских предприятий в год», – отмечает Л.Каспрук, добавив, что другие российские операторы после санкций Украины против ПГК и «ПГК в Украине» будут опасаться предоставлять свои вагоны для перевозок в направлении нашей страны.

В целом указ Порошенко оставил больше вопросов, чем ответов. Например, почему под ограничительные меры попали только две вышеуказанные компании с долей рынка 0,3%, ведь на отечественной железке, помимо ПГК Украина, работает еще несколько российских операторов – «Трансгарант-Украина»  – транспортная группа «FESCO», «ВТБ Лизинг Украина», «Украинская новая перевозочная компания» – дочерняя компания Globaltrans Investment Plc., «УниверсалТрансСервис». Доля этих структур, по данным ЦТС-Консалтинг, в 2014 году составила 3,4% общих грузоперевозок страны. 

«Если бы у правительства стояла цель ограничить прибыли российского ж/д бизнеса в Украине, то очевидно логичнее было бы начать с запрета использования российских вагонов, которых по Украине ездит более 30 тыс. единиц (преимущественно полувагонов). Это около 30% рабочего парка п/в, или более 25 млн. т грузов, которые не достаются украинским собственникам вагонов», – отметил А. Шкляр.