МЭРТ продолжает гнать лом из страны

Share

В начале августа в Министерстве экономического развития и торговли состоялось заседание комиссии по вопросам лицензирования заготовки и переработки лома черных металлов, где в том числе распределялись экспортные квоты для ломозаготовителей. Естественно, что его итоги ведомство спрятало «за семью печатями», не соизволив даже опубликовать на официальном сайте формального сообщения. Но, как удалось выяснить UAprom от рыночных источников, чиновники вместе с ломщиками «распилили» 150 тыс. т на ближайшие три месяца.

Необходимо напомнить, что последний раз МЭРТ распределял экспортные квоты в июне, и тогда сей процесс имел крайне негативные последствия для отечественной металлургии. Ведь в первом месяце лета поставки на внешние рынки лома возросли до 10-летнего максимума в 230 тыс. т, тогда как на внутреннем дефицит сырья стабильно усугубляется. По данным ОП «Металлургпром», в первом полугодии 2015 года его нехватка в Украине составила 436 тыс. т (21% от полугодовой потребности) при экспорте 739 тыс. т.

В Минэкономики вновь не услышали просьб металлургов о приостановки регистрации новых экспортных контрактов ломозаготовителей для стабилизации внутреннего рынка лома. «Мы предполагаем, что объем согласованных ранее, но не использованных экспортных контрактов находится на уровне 200 тыс. т», – отмечают в Федерации металлургов Украины. Кстати, ранее ФМУ обращалась в Кабмин с просьбой скорректировать объем вывоза сырья на второе полугодие, который не должен превысить 160 тыс. т за 6 месяцев или 27 тыс. т в месяц. Как видим, почти такой же объем экспортных квот мэртовцы выдали сразу на квартал.

А ведь ситуация с обеспечением украинских меткомбинатов продолжает быть близкой к критической. По данным ОП «Металлургпром», объемы поставок украинским метпредприятиям за полгода упали на 18%, до 1,420 млн т. С 1 января по 1 июля складские запасы лома металлургов истощались и показали падение в 2,8 раза – со 185 тыс. т до 65 тыс. т.

При всем при этом отрасль ломозаготовки работает в полулегальном правовом поле: даже сами ломщики признают, что в любой момент могут быть притянуты к криминальной ответственности. Поэтому прозрачный механизм распределения экспортных квот позволил бы хоть частично вывести из тени на свет данный сегмент рынка. Но в итоге никто толком даже не знает, кому и сколько выдали разрешений.

Получается, что государство вместо того, чтобы получать налоги и валютные поступления от экспорта металлопродукции, обеспечивать занятость в экономике, стимулировать рост ВВП ровным счетом ничего не получает от внешних поставок лома. Характерный пример: в августе Служба безопасности Украины пресекла деятельность ряда коммерческих структур, которые организовали схему отмывания доходов на экспорте металлолома и нанесли госбюджету убытки на 400 млн грн. Более того, сырье было незаконно вывезено из зоны АТО, и теперь силовики проверяют причастность должностных лиц предприятий-экспортеров лома к финансированию терроризма.

Следует также отметить, что сейчас экспорт лома – это фактически «спонсирование» сырьем международных компаний-конкурентов украинских металлургов. Сейчас, когда цены на металлолом высоки, те же турецкие метзаводы, согласно данным Turkish Iron and Steel Producers' Association (TCUD), сокращают импорт у традиционных поставщиков США и ЕС (-15% за полгода) и наращивают закупки в Украине (в 2 раза) и Литве (3,5 раза). В то же время Россия, ближайший конкурент отечественного ГМК, резко сократила отгрузки лома в Турцию более чем наполовину и сделала акцент на обеспечении сырьем собственного рынка.