Гендиректор ММК им.Ильича Юрий Зинченко: «Повышение ж/д тарифов угрожает металлургии»

Share

– ММК уже отчитался по финансам за прошлый год. Прибыль комбината составила 450 миллионов, тогда как по итогам прошлого года было почти три миллиарда убытков. Объясните, как удалось выйти в такой «плюс».

– На самом деле, эта прибыль непостоянна и связана с курсовыми разницами. Когда мы делали подсчеты, то доллар был по одной цене, сейчас же курс валюты другой. По состоянию на февраль-март никакой прибыли у нас уже нет, мы еле сводим «концы с концами».

Поэтому мы и выступаем против повышения железнодорожных тарифов (на 25% – ред.). Если подобные односторонние решения будут приниматься, то это загонит нас в серьезные убытки. Ситуация усугубляется еще и тем, что сейчас металлурги испытывают сложности с привлечением заемных средств, кредитов. Поэтому существует большая угроза того, что мы столкнемся с нехваткой оборотных средств.

Вот недавно у ММК были большие проблемы с возвратом экспортного НДС. Да, часть средств нам выплатило государство, но громадная задолженность с его стороны еще осталась. В целом по группе «Метинвест» она составляет порядка 2 млрд. грн. А ведь это те же оборотные средства, которые могли бы пойти на закупку сырья, продукции, а также оплату тех же долгов.

– Назовите сумму ущерба от повышения ж/д тарифов до конца года?

– До конца 2015 года дополнительные затраты ММК составят около 1,3-1,5 млрд. грн. от повышения тарифов «Укрзализныцей». По первому, 30%-ному повышению предприятие уже живет, это значит, что придется выложить 500-600 млн. грн., исходя из планируемых объемов перевозки. Ну а если будет принято решение еще на 25% повысить тарифы, то это будет означать такие же издержки, исчисляемые сотнями миллионов гривен и даже больше. И это только по ММКИ. В целом же по отрасли, которая является одним из крупнейших налогоплательщиков страны, будет нанесен очень болезненный удар.

– В какую сумму комбинату обошлось восстановление двух железнодорожных мостов – в Мариуполе и в Запорожской области, на перегоне Камыш-Заря?

– Эти мосты восстанавливали сразу два предприятия – ММК им.Ильича и «Азовсталь». Все мероприятия обошлись в 7,5 млн. грн., финансовые затраты полностью взяли на себя металлурги.

– Участвовали ли железнодорожники в этом процессе?

– Железнодорожники, безусловно, участвовали, выделяли людей, специалистов. Необходимо поблагодарить тех, кто работает непосредственно у ж/д полотна, у мостов, фактически под пулями. Эти люди нередко гибнут, особенно, на Донецкой железной дороге. Они заслуживают глубокого уважения. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о руководстве железных дорог, которое не ведет равноценный диалог с промышленностью, в третий раз за год поднимает тарифы на ж/д перевозки.

– «Укрзализныця» мотивирует повышение тарифов падением грузоперевозок внутри Украины. ММК действительно стал меньше возить грузов?

– Основная проблема сейчас не в том, что в Украине падает спрос на железорудное сырье и на перевозку готовой метпродукции. Сегодня вся проблема в том, что УЗ не обеспечивает достаточную пропускную способность для того, чтобы это сырье перевезти по уцелевшим перегонам. Парадоксально, но ситуация на данный момент именно такая.

Именно поэтому руководство «Метинвест-шиппинга» предложило железнодорожникам изучить вопрос о том, как можно увеличить пропускную способность оставшихся безопасных путей. ММК им.Ильича, в свою очередь, готов увеличивать объемы перевозок как железорудного сырья, так и готовой продукции.

– В феврале на ММК была газовая проблема. Как сейчас обстоят дела с поставками газа?

– Благодаря тому, что нас все-таки услышали в правительстве – вопрос был урегулирован. Сейчас проблем с поставками газа на предприятие нет. Мы работаем, конечно, не на максимальном, но на приемлемом давлении газа.

– В какой степени металлургам помогло падение цен на железную руду?

– Падение котировок на сырье могло бы помочь, если бы мы работали в условиях стабильности. Но сейчас, вместе со снижением цен на железорудное сырье, происходит также и сокращение цен на готовую металлопродукцию, причем до минимальных значений за последние 15 лет. Приведу пример: в конце прошлого года стоимость товарного чугуна, который мы поставляем в США, составляла $360 за тонну, сегодня эта цифра равна $280. Подобная тенденция развивается по всему сортаменту продукции. Поэтому падение цен на ЖРС нивелируется тем, что готовая метпродукция также дешевеет.

– Какая ситуация по г/к прокату?

– По прокату ситуация такая же печальная, как по ценам, так и по заказам. Но благодаря снижению стоимости ЖРС, работе служб сбыта ММК им. Ильича удалось возобновить производство в цехах холодной прокатки и трубоэлектросварочном после почти месячного вынужденного перерыва. Сегодня у нас есть заказы, плюс мы провели целый ряд серьезных мероприятий по снижению себестоимости и повышению качества продукции.

– Как охарактеризуете демпинг со стороны Китая?

– Конечно, конкуренция с китайцами чувствуется. Сейчас мы проигрываем на азиатском рынке, куда ранее могли поставлять продукцию. Китай агрессивно заходит в страны Азии и Америки, выигрывает за счет себестоимости стали, за счет логистической составляющей. Там нам приходится сложно, но это не стало неожиданностью для нас, еще 4 года назад мы ожидали, что эта проблема появится. В то же время на европейском рынке мы выдерживаем конкуренцию за счет логистики.