Приватизация «Укрнафты»: как Коломойский победил власть

Share

В ближайшее время в Украине стартует новый этап приватизации «голубых фишек». Начало этой церемонии будет положено с продажи крупнейшего нефтедобытчика страны – ПАО «Укрнафта». Возможность побороться за этот актив будет фактически у любого желающего, но реальный претендент на его выкуп будет только один – днепропетровский магнат Игорь Коломойский.

Автором активизации приватизационного процесса в Украине является Кабмин, за стенами которого недавно была завершена подготовка соответствующего списка предприятий. По данным UAprom, сейчас этот реестр проходит этап утверждения профильных министерств и ведомств (в данное время находится у главы Министерства экономического развития Айвараса Абромавичуса), после чего Фонд госимущества займется подготовкой к приватизации. Эти планы вчера прямо подтвердила глава Минфина Наталья Яресько, которая так описала отношение правительства к разгосударствлению: «приватизация всего, что можно приватизировать, и планируем начать в этом году».

Условия грядущих торгов пока подробно не известны, но определенное понимание антуража, при котором будет проходить продажа, есть. В частности, по данным UAprom, приватизация конкретного предприятия будет осуществлена на основании отдельно принятых Верховной Радой законов (по аналогии с «Укррудпромом»). При этом уже сейчас известна первая тройка лотов. Это Одесский припортовый завод, «Турбоатом» и «Укрнафта». Каждое из этих предприятий имеет стратегическое значение для страны, но судьба последнего из перечисленных особенно интересна, ведь от имени его будущего бенефициара зависит дальнейшая судьба фактически всей нефтяной отрасли.

Чтобы с этим согласиться, достаточно сказать, что ПАО «Укрнафта» является единственным стабильным источником поставок нефти на внутренний рынок. А значит, от ее маневров во многом зависит работа нефтепереработки, следовательно, и оптово/розничных торговцев горючим. Это обстоятельство говорит о том, что дефицита среди желающих приобрести «Укрнафту» не будет. Тем более что президент Петр Порошенко при каждом удобном случае лично гарантирует зарубежным инвесторам равные условия доступа к приватизации украинских активов.

Даже если предположить, что Петр Алексеевич занимается пустым популизмом, проводить приватизацию в стиле своего предшественника он не сможет. В первую очередь, из-за качественно разнородного состава парламентской коалиции, от решения которой и зависит приватизация «Укрнафты» как таковая. В таких условиях имя будущего победителя торгов Фонда госимущества можно было бы назвать главой корпоративной загадкой года.

Но на самом деле эта интрига иллюзорна. Основание для этого утверждения кроется в двух фактах. Первый: в соответствии с уставными правилами «Укрнафты», принятыми ее государственными и частными акционерами в 2010 году, право предложения кандидатуры председателя правления общества относится к исключительной компетенции миноритарных акционеров. Т.е. – представителей оффшорок, через которые группе «Приват» принадлежит 43% акций ПАО. Это означает, что любой бизнесмен, выкупивший у государства 50%+1 акция нефтедобывающей компании, де-факто не сможет установить над ней менеджерский контроль.

Второе: производство «Укрнафты» заточено под сбыт добытого черного золота на «Укртатнафту» (Кременчугский НПЗ), которая также контролируется днепропетровцами. Разрушить это звено вертикально-интегрированного нефтяного цикла условный новый хозяин ПАО не сможет при всем своем желании, поскольку кременчугское предприятие является единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом в стране.

В сумме текущая обстановка означает, что де-юре участвовать в конкурсе по приватизации «Укрнафты» сможет любой желающий, но де-факто в нем победит вездесущий Коломойский. Кстати, приятным бонусом для Игоря Валерьевича будет демпинговая цена актива, ведь его стартовая стоимость будет вычисляться с учетом производственных показателей, которые в последние годы активно деградировали.