Позор нации: «Укрзализныця» не нашла свет в конце тоннеля

Share

Только заняв кресла в Мининфраструктуры (МИУ) в декабре прошлого года, новое руководство ведомства объявило, следуя духу времени, прозрачный и непредвзятый конкурс на должность руководителя такого отраслевого монстра, как железнодорожный монополист «Укрзализныця». В итоге попытка провалилась с громким треском, доказав, что УЗ и открытость – несовместимые вещи.

«Праймериз» выборов нового гендиректора УЗ стартовал три месяца назад. Тогда специальная «экспертная комиссия», в которую входили в том числе рекрутеры из Talent Advisors, принимала заявки всех желающих. В итоге 23 февраля министр Андрей Пивоварский сообщил, что из 233 кандидатур отобрали троих: Евгения Романищина (гендиректор Corum Group, входит в группу СКМ Рината Ахметова), Даниэля Валка (с 2006-го по октябрь 2014-го работал на топ-должностях в «Интерпайпе» Виктора Пинчука, в МИУ нет информации о его нынешнем месте работы) и Дины Немирович (директор по стратегии второго по величине украинского фармпроизводителя «Фармак»). Несложно заметить, что никто из них ранее не имел ни малейшего опыта работы в сфере ж/д или даже транспортной.

Но уже буквально на следующий день шорт-лист был удлинен на 8 анонимных позиций. Правительственный комитет по назначению глав госкомпаний решил, что список должен состоять из 11 кандидатов, но их имена озвучены не были. Разве что, как сообщил на соответствующем брифинге управляющий партнер компании Deloitte Андрей Буллах, среди «новичков» есть представители украинской железнодорожной отрасли.

Так что не исключено, что именно железнодорожники, которые через подконтрольные профсоюзы откровенно возмущались итоговой «троицей», пролоббировали расширение списка. Очень показательно, что в МИУ комментировать обстоятельства конкурса отказались наотрез. Замминистра Александр Кава сообщил, что этот вопрос он не комментирует, не пожелав объяснить причин. Его помощник Сергей Хижняк отреагировал аналогичным образом, заявив, что комментировать тему не будет. Очевидно, что открытость и прозрачность, о которой в декабре вещали в министерстве, завершилась в феврале.

«Меня в списке нет – я свою кандидатуру на конкурс не подавал», – сообщил UAprom экс-гендиректор УЗ Михаил Костюк (с 17 декабря 2008 года по 18 марта 2011 года). О лонг-листе ему ничего не известно, но трое обнародованных имен ему не нравятся. По его мнению, руководить таким специфическим предприятием должен только человек, хорошо разбирающийся в отрасли. Говорит, такие люди в стране есть, но конкретные имена назвать не стал.

Ни для кого не секрет, что в кресло главы УЗ уже давно метил Алексей Кривопишин, уже долгое время занимающий должность начальника ЮЗЖД. Как раз накануне объявления шорт-листа профессиональный железнодорожник развил бурную активность в СМИ, но по итогу в заветную троицу не попал. Хотя стоит отметить, что Кривопишин поумерил свои амбиции, ведь в марте прошлого года он, по неофициальной информации, претендовал на должно самого министра инфраструктуры.

Тем не менее, отраслевики ратуют только за профильного специалиста во главе УЗ. Например, главный инженер ИВЦ ЮЗЖД Иван Коваль напомнил, что предыдущий опыт привлечения к руководству монополии непрофильного менеджера оказался негативным: Зенко Автаназив, который в 2005 году руководил компанией, был уволен тогдашним президентом Ющенко после судебного разбирательства по поводу его назначения на должность. Гендиректор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько также считает, что руководителем должен быть железнодорожник, тогда как его заместителями – профессиональные менеджеры и финансисты из любой другой сферы.

Впрочем, старший аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко полагает, что нанять на должность гендиректора УЗ непрофильного, но профессионального топ-менеджера – вполне нормальный шаг. Ведь основная проблема компании, по его мнению, – это наличие огромного числа схем по отмываю денег с помощью создания компаний-прокладок. Именно их устранение эксперт называет главной задачей нового руководства, а справиться с этим, по его словам, сможет любой толковый руководитель, ну уж никак не сросшийся с системой железнодорожник.