Турецкий контргамбит: Россию ждет энергетический крах

Share

На днях российский «Газпром» дал официальный старт строительству нового крупного канала поставок газа в Европу. С его помощью РФ рассчитывает нивелировать роль Украины в качестве главного транзитера энергкоресурсов. Но этот план обернется для Белокаменной провалом.

14 января глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о планах активизации строительства «Турецкого потока». Эта магистраль будет спроектирована с объемом прокачки 63 млрд. куб. м газа/год, что в точности соответствует характеристикам «Южного потока», от реализации которого российская власть отказалась в конце прошлого года. Но реальная цель реализации «турецкого» канала отнюдь не замена «Южного». Его главная задача – прекратить снабжение Европы российским голубым топливом через Украину.

В Москве это особо никто не скрывает. «Газопровод «Турецкий поток» является единственным маршрутом, по которому может поставляться газ, идущий сейчас пока транзитом через Украину. Наши европейские партнеры об этом проинформированы и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции. У них на это есть максимум несколько лет. Чтобы уложиться в эти сроки работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках», – напугал Миллер.

Таким образом, подопечный Владимира Путина недвузначно намекает на бессмысленность планов Европы инвестировать в модернизацию нашей газотранспортной системы (ГТС). С одной стороны, кажется, что достичь этого путем примитивного шантажа невозможно. Но все гениальное действительно просто: если сейчас Москва начет подчеркнуто сокращать поставки газа через Украину в пользу других каналов (например, «Северный поток»), отечественная ГТС станет приносить меньше денег. Для европейцев это означает увеличение срока возврата вложенных средств, а значит, их инвестиционный пыл может существенно поубавиться.

Таким образом, все идет к тому, что «Укртрансгаз», управляющий газотранспортным хозяйством страны, рискует передать транзитный поток турецким коллегам. Но этой мечте Путина не суждено сбыться. Во-первых, из-за кардинального пересмотра подхода Европы к функционированию внутреннего рынка газа, катализатором которой стала военная агрессия РФ против Украины. Эти события привели к тому, что сейчас в ЕС сосредоточены в первую очередь на проектах, позволяющих диверсифицировать источники газоснабжения стран-участников (например, СПГ-терминалах).

Во-вторых, от нового трубопроводного проекта Москвы не в восторге даже сама Турция. Ведь эта страна ежегодно получает под 25 млрд. куб. м российского газа, половина из которых прокачивается по так называемому «западному маршруту», который задействует транзитные мощности Украины. Де-факто это означает, что после отказа «Газпрома» прокачивать газ с помощью украинской ГТС Анкаре придется потратить миллиарды долларов (на «Турецкий проект») просто на то чтобы компенсировать потерянные объемы ресурса, ныне прокачиваемого с помощью нашей страны.

К тому же нужно понимать, что Турция вовсе не горит желанием усиливать свою энергетическую зависимость от «Газпрома». Именно по этой причине сейчас турки строят газопровод TANAP, по которому к ним будет доставляться азербайджанский газ.

Кстати, считать этот проект периферийным – ошибка. Главным образом, потому что только 40% его пропускной способности (около 6 млрд. куб м) будут задействованы для поставок голубого топлива в Турцию, а остальные 60% (10 млрд. кубов) будут поставляться в Европу.

Понятно, что на фоне «Турецкого потока» потенциал TANAP скромный. Но не нужно забывать, что последний верстался во времена зенита славы упомянутого «Южного потока». А сейчас, когда последний почил в бозе, ЕС ничего не мешает инициировать расширение TANAP, сделав его трубопроводной альтернативой очередного щупальца «Газпрома».