Виктор Петрук: «Почтовая площадь стала концом наших отношений с Целовальником»

Share

Столичные архитекторы Виктор Судоргин и Виктор Петрук из бюро «Экспресспроект» разработали комплексный проект по модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры Киева. Но эти предложения почти не имеют шанса на реализацию. Во второй части эксклюзивного интервью uaprom.info Виктор Петрук рассказал о внутренних разногласиях в среде архитекторов и том, как в Киеве сегодня принимаются самые важные градостроительные решения, ведущие к транспортным проблемам.


Градостроители все чаще говорят об отсутствии комплексного подхода к модернизации транспортной системы Киева. У вас есть предложения на этот счет?


Мы разработали целый комплекс предложений по развитию улично-магистральной сети города. Например, вместо замыкания окружной дороги на левом берегу и строительства хордовой дороги вдоль ж/д, как это предусмотрено проектом генплана, мы предлагаем построить четыре хордовых магистрали, которые разрезали бы город на девять районов и создали бы вторую малую Кольцевую дорогу, которая продублировала бы существующую, с давно исчерпанной пропускной способностью. Также мы предлагаем вместо строительства туннелей под Днепром соорудить два новых мостовых перехода, главный из которых – Петровский автомобильный мост в составе хордовой магистрали Бровары – Чайки. Есть также комплексное предложение по развитию системы рельсового транспорта, в частности, по увеличению эффективности городской электрички. Предлагаемая челночно-кольцевая схема движения позволяет обойти главное препятствие – однопутный Петровский мост и сократить интервалы движения городской электрички с нынешних 18 до 2:13–2:29 минут в сторону Петровки и 4:58–6:38 минут в сторону Дарницы. А разветвление городской электрички на Троещину превратит этот район в главного донора пассажиропотока городской электрички, который увеличится с нынешних 8 тыс. до 140 тыс. пассажиров в сутки. При этом максимальная провозная способность на выходе с Троещины составит 46,6 тыс. пассажиров в час, что больше расчетной провозной способности Подольско-Выгуровской линии метрополитена.


После того, как ваши предложения неоднократно были поддержаны столичными архитекторами, но так и не были реализованы, создается впечатление, что у вас какие-то личные счеты с гендиректором «Киевдормостпроекта» Владимиром Воробьевым. Это так?


Это легенда, созданная и искусственно поддерживаемая, чтобы не рассматривать мои предложения по сути. У Владимира Владиславовича ко мне и моим работам и впрямь предвзятое отношение. Все об этом знают, но никто не понимает причину. Все началось, разумеется, с Шулявской развязки. Поскольку «Киевдормостпроект» – разработчик официального проекта, появление альтернативного решения энтузиазма у них не вызвало. Со временем количество альтернативных решений только увеличилось, добавились Почтовая и Ленинградская площади, а также комплексные решения по развитию магистральной сети и рельсового транспорта (институт «Киевдормостпроект» является разработчиком транспортной схемы Генплана). Таким образом, конфликт в действительности – исключительно профессиональный. Это вопрос эффективности разработанных решений. Но кому-то выгоднее переводить его в бытовую плоскость, чтобы не обсуждать альтернативные предложения по существу.


А какие у вас отношения с главным архитектором Киева Сергеем Целовальником? Есть ли у вас вообще какое-то лобби?


Отношения – стабильно тяжелые. Один из первых вопросов, которые Сергей Анатолиевич рассмотрел в качестве главного архитектора – Шулявская развязка. Но тогда мы консенсуса не достигли, и вопрос повис на два года. Был период, когда по просьбе Целовальника я разрабатывал предложения по электричке на Троещину, и в инициативном порядке – по созданию кольцевой системы ЛРТ и кольцевой линии метрополитена. Были совещания, на которых высказывалась поддержка, и были протоколы, фиксировавшие последовательность и в целом поддерживавшие наши предложения. Но результатов не было, а Почтовая площадь стала концом наших отношений. И дело вовсе не в разногласиях о функции или архитектуре площади, а в закрытости процедуры принятия официального решения, горькие плоды которого мы будем вскоре пожинать. В этой процедуре я совершенно четко увидел будущие решения и по всем остальным проектам.


За эти заказы вам платили?


За Почтовую площадь мы получили 8 тыс. грн., которых хватило только на визуализации к градсовету 18 июля 2012 г. Еще столько же мы выложили из собственного кармана за визуализации доработанного с учетом замечаний проекта, который готовился к так и не состоявшемуся повторному рассмотрению. Немного больше мы получили за развязку на Бассейной, за Лукьяновку и за развязку на Заболотного. Но в любом случае, эти деньги – неэквивалентны выполненной работе. Я считаю, что это задел на будущее. Если эти проекты будут рассмотрены по существу и будет признана их эффективность, возможно, последует заказ, хотя сегодня в это верится с трудом.


Басейная_c006.RGB_color.0000.jpg


Проект развязки на ул.Бассейной от «Экспресспроекта»


На альтруиста вы не похожи. Зачем же вы работаете в стол или соглашаетесь с тем, что ваши идеи безвозвратно и бесплатно «одалживают»? В чем ваша финансовая выгода?


Не все можно измерить деньгами. Есть другие виды удовлетворения – например самореализация. Сегодня это, пожалуй, основной мотив. В то же время, я понимаю, что в ближайшие 30 лет Киев превратится в мегаполис. Будет построено от нескольких десятков до нескольких сотен транспортных развязок, несколько новых мостовых переходов через Днепр и несколько новых линий метрополитена (не считая других объектов транспортной инфраструктуры). Работы будет очень много, и спрос на специалистов будет соответствующий. Именно поэтому, вопреки всем разочарованиям, я продолжаю получать профильное образование в Национальном университете строительства и архитектуры.


Басейная_c011.RGB_color.0000.jpg


Во всех рассматриваемых градсоветом проектах развязок есть основной и альтернативные. Откуда взялось второе определение и означает ли оно, что остальные варианты предлагаются только для видимости?


Нет никаких альтернатив. Хотя в ДБНах и встречаются пункты о необходимости принятия решения на основе сравнения ТЭО альтернативных вариантов, однако законодательно это нигде не прописано. Есть единый заказчик в лице Дирекции строительства транспортных сооружений, которая проводит тендер. Тендерная процедура не предполагает рассмотрение эффективности конкурентных решений, она предусматривает лишь выявление наиболее дешевого предложения по разработке проектной документации. А это не подразумевает многовариантности. Поэтому задание на проектирование Почтовой площади, выданное «Киевдормостпроекту», например, звучит следующим образом: количество вариантов – один; разработка ТЭО – не требуется; количество стадий – в одну стадию (рабочая документация). Откуда здесь взяться эффективному решению? Раньше относительным мотиватором был градсовет, который мог не утвердить неэффективное решение, заставив проектанта разрабатывать альтернативные варианты. Но с принятием в феврале 2011 г. Закона о регулировании градостроительной деятельности градсовет потерял контрольную функцию и больше ни на что не влияет. Теперь заказчик вправе утверждать любые проекты, ни с кем не советуясь. Именно поэтому мы имеем «турбину» на мосту Патона, реанимацию троещинского трамвая, и уже в мае 2013 г. будем иметь катастрофу на Почтовой площади.


Почтовая 2_1200.jpg


Проект реконструкции Почтовой площади от «Экспресспроекта»


Примечательно, что ее начали реконструировать без утвержденного проекта.


Еще более примечательно, что реконструкцию Почтовой площади, часть которой входит в заповедник «Стародавний Киев», начали с прямого нарушения ст.6 закона «Об архитектурной деятельности», в соответствии с которой разработка проектов объектов архитектуры, которые размещаются в охранной зоне памятников истории и культуры, осуществляется исключительно на конкурсной основе. В результате – имеем то, что имеем: разрушение алтаря церкви Рождества, разрушение Почтового домика, который является памятником архитектуры национального значения, а вдобавок мы получим торгово-развлекательный центр и паркинг под ними.


Почтовая 1_1200.jpg


Так они все же будут? На Градсовете защитники варианта «Киевдормостпроекта» утверждали, что ничего подобного на площади не появится.


Конечно, будут, во всяком случае – ТРЦ. Иначе, зачем было затевать реконструкцию? Ведь для решения транспортной задачи по утвержденной схеме «ликвидация левого поворота с Набережного шоссе на Боричев спуск и организация непрерывного движения с Боричевого спуска на Набережно-Крещатицкую» достаточно было построить эстакаду стоимостью около 60 млн. грн. и нарисовать сплошную осевую по Набережному шоссе. Банка краски – 50 грн. На что же тратятся остальные 370 млн. грн., выделенные на реконструкцию площади?