«Нафтогаз» и «Укргазвыдобування» требуют многомиллиардной компенсации за спецобязательства

Share

«Укргазвыдобування» и «Нафтогаз» обратились к Кабинету министров с требованием компенсации затрат, связанных с выполнением специальных обязательств, сообщает пресс-служба НАК

«Действующая схема возложения спецобязательств вредит и государству, и потребителям, и развитию рынка, — заявил глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. — Существование этой схемы на протяжении последних двух лет стоило значительной суммы денег, которую мы оцениваем в более 110 млрд грн. На эти средства государство могло бы провести масштабную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, сделать условия жизни граждан комфортнее, счета меньшими, а услуги более качественными».

«Нафтогаз» напомнил, что с 1 октября 2015 года и до конца 2017 года компания поставила контрагентам, на которых распространяется действие специальных обязательств, 40,7 млрд куб. м газа. «Согласно закону, компания, выполняющая специальные обязательства, имеет право на получение компенсации своих экономически обоснованных затрат, уменьшенных на доходы, полученные в процессе выполнения специальных обязательств, и с учетом допустимого уровня прибыли», – заявили в пресс-службе.

По ее данным, выполнение специальных обязательств больше всего повлияло на ПАО «Укргазвыдобування». «По нашим подсчетам, общий размер компенсации за выполнение специальных обязательств для «Укргазвыдобування» за период с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2017 года составляет до 74,8 млрд грн», — отметил глава «Укргазвыдобування» Олег Прохоренко в своем письме Кабинету Министров.

По подсчетам «Нафтогаза», из-за несоответствия установленной правительством цены экономически обоснованным затратам компании и с учетом прибыли на уровне 5% (минимальный уровень прибыли, установленный для схожих общественно значимых товаров), компания недополучила за этот период 12,1 млрд грн.

«Кроме того, поставляя указанные объемы газа определенным правительством компаниям вопреки внутренним процедурам отбора контрагентов, «Нафтогаз» недополучил почти 20% средств за поставленный им газ. Сомнительная (просроченная на протяжении длительного времени или без источников покрытия) задолженность этих контрагентов перед «Нафтогазом», относительно которой должен быть создан резерв сомнительной задолженности, на сегодня составляет 24,1 млрд грн. При этом «Нафтогаз» заплатил в государственный бюджет все налоги, связанные с реализацией этого газа, вовремя и в полном объеме. Для сравнения, уровень расчетов за газ, поставленный на протяжении данного периода контрагентам, на которых не распространяется действие специальных обязательств, составил почти 100%», – сказано в сообщении.

«Действующая система приводит к многомиллиардным потерям государства. Ее нужно срочно упразднить и заменить прозрачными рыночными условиями. В Украине достаточно объемов газа и поставщиков. Мы неоднократно предлагали внедрить механизм рыночного ценообразования и свободную конкуренцию за каждого потребителя, а доходы от этого рынка направлять на увеличение добычи и энергомодернизацию. Без завершения реформы рынка газа амбициозные планы по увеличению добычи, отказу от импорта газа, снижению цен на газ для населения и реализации масштабных мероприятий по энергоэффективности — все это обречено остаться на бумаге», — добавил Коболев.

В НАК также подчеркнули, что требовать определения источников финансирования и порядка компенсации за выполнение спецобязательств подтверждено в судебном порядке. «Своим постановлением от 3 октября 2017 года Киевский апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу Кабинета министров Украины на постановление Окружного административного суда города Киева от 19 июля 2017 года в деле №826/6066/17 по административному иску «Нафтогаза» к Кабинету министров Украины. Также суд установил факт и признал противоправной бездеятельность Кабинета министров Украины, не определившего источники финансирования и порядок определения компенсации субъектам рынка природного газа, на которых возлагаются специальные обязательства, и обязал Правительство выполнить требования п.7 ч.4 ст.11 Закона Украины «О рынке природного газа», – сказано в сообщении.