Цена и марка автомобиля часто зависят не только от должности сотрудника, но и отрасли, в которой он работает.
Для большинства европейцев автомобиль не является признаком статуса, важно, чтобы на нем было удобно ездить, легко парковаться, он должны быть не очень старыми, но и не последних моделей, и при этом не выделяться цветом и роскошью. У штаб-квартиры ООН в Брюсселе можно увидеть потертые и даже видавшие виды Opel, Citroen, VW, Renault, Ford — самые демократичные и недорогие марки.
Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена крупных российских банков в течение последних 10 лет пересели со шведских SAAB на Toyota и сегодня у здания Центробанка стоят ряды черных Camry и Avensis. Есть и особые автомобили — Lexus GS430, тоже черные, на которых ездят высшее руководство и начальники службы охраны.
Времена сумасшедших денег и необузданного разгула желаний проходят, банкиры стали жить скромнее, научились считать деньги. Машины, на которых нынче ездит большинство высокопоставленных сотрудников российских банков, стоят $32–46 тыс. Тогда как раньше за свое авто они выкладывали не менее $60 тыс.
В Украине же до сих пор автомобиль сотрудника является «показателем» его успешности, статуса, занимаемого в компании. Несмотря на то, что большинство представителей компаний заявляют о том, что для них главное качество автомобиля и дешевизна в использовании, разница между автомобилем рядового сотрудника и менеджера среднего звена является значительной. Это подтверждается статистическим исследованием, проведенным компанией Ernst&Young. Например, финансовые директора, согласно данным этого исследования, передвигаются в основном на VW Passat, Skoda Octavia и Ford Mondeo. Менеджеры среднего звена – на Ford Mondeo, Ford Galaxy, Skoda Fabia, Mitsubishi Lancer, Chevrolet Lacetti. А вот рядовым сотрудникам достаются автомобили более дешевые и менее популярные, например Chevrolet Niva.
Корпоративный автомобиль
Следует отметить, что на сегодняшний день многие украинские компании постепенно перенимают опыт западных коллег в том, что сотрудники получают в пользование служебные автомобили. И чем выше должность сотрудника, тем выше класс его автомобиля.
В рекрутинговом агентстве «Персонал-Сервис» рассказали, что вакансии работодателей не содержат информации о марках автомобилей для потенциальных сотрудников. «Как правило, просто указана информация о предоставлении автомобиля в служебное пользование или о том, что за амортизацию машины будет платить работодатель», — рассказала рекрутер Анастасия.
Как правило, автомобиль в служебное пользование сотрудникам передают иностранные компании, представленные на украинском рынке.
Например, как сообщила «ДЕЛУ» директор по обслуживанию VIP-клиентов фармацевтической компании, пожелавшая остаться неназванной, в украинском представительстве компании Berlin Chemi медицинским представителям отдают в служебное пользование Skoda Fabia. В то же время для менеджеров среднего звена в этой компании была выбрана Skoda Octavia, а первым лицам предназначены VW Passat или Skoda Superb. Немного иные предпочтения у фармацевтической компании GSK. Здесь для медицинских представителей предусмотрены автомобили марки VW Golf или Skoda Fabia, а также Renault Symbol. А вот руководители этой компании предпочитают ездить на Mitsubishi Grandis и VW Passat. Этим маркам отдают предпочтение практически все фармацевтические компании, хотя в представительстве Bionorica не по-брезговали и Daewoo Lanos украинской сборки.
Наблюдение за политикой компаний позволяет сделать выводы о том, что благо в виде служебного автомобиля для сотрудников низшего звена предоставляется в исключительных случаях. Например, тогда, когда работа связана с постоянным перемещением, как у торговых представителей, логистов или страховых агентов. В то же время, как рассказал генеральный директор транспортной компании «Ин-Тайм» Александр Троян, в его компании руководители в самом начале деятельности ездили на автомобилях отечественного производства. «Сейчас они предпочитают машины иностранного производства — немецкие, японские. Один из соучредителей компании, Сергей Грачев, замечательно чувствует себя за рулем BMW 5-й серии, а я езжу на Skoda Octavia», — рассказал он.
Так, в фармацевтической корпорации «Артериум» транспортная политика предполагает предоставление служебного автомобиля определенным категориям персонала. Соответствующая транспортная служба изучает рынок предложений и избирает автомобили.
«Для руководящего звена корпорации были подобраны Toyota Camry, Subaru Legacy, Honda Accord. Для руководства предприятий, которые входят в состав корпорации, — Peugeot 407», — рассказал Владимир Гайдаш, пресс-секретарь корпорации. По его словам, на момент приобретения эта модель авто была вне конкуренции за соотношением критериев цена — качество — имидж. «Региональные медицинские представители нашей компании пользуются Scoda Fabia и Daewoo Sens. Продакт-менеджеры ездят на машинах марки Mitsubishi Space-Star. Планируется закупка для двух последних категорий автомобилей марки Ford. Кроме того, нужно отметить, что в настоящий момент мы отдаем преимущество приобретению автомобилей на условиях оперативного лизинга», — сообщил Владимир Гайдаш.
Не роскошь, а признак статуса
Однако если сотрудник работает в крупной компании или является собственником бизнеса, то для него купить машину не составляет большого труда, и материальные затраты не сильно отражаются на личном бюджете.
Как рассказала «ДЕЛУ» Клавдия Шевелюк, PR-координатор юридической фирмы «Магистр & Партнеры», класс автомобилей, на которых ездят сотрудники, напрямую зависит от их дохода. «Партнеры преимущественно владеют несколькими автомобилями. Они предпочитают Lexus, Toyota (Land Cruiser), BMW (X5), Mersedes (C-класса), Porche Cayenne и другие. Многие юристы нашей фирмы тоже добираются на работу на машине и выбрали для этого Honda Accord, Volkswagen, Mitsubishi и Ford Fusion. А сотрудники администрации фирмы ездят на Mazda (3), Hyundai Getz и др.», — говорит Клавдия Шевелюк.
И все-таки даже если ежемесячный доход довольно высокий, украинские потребители предпочитают выплачивать банковский кредит при покупке автомобиля, чем довольно внушительную сумму единовременно.
Виктория Мельник
7.03.2007, Дело