В начале этого года государственные структуры по полной программе пиарили ноу-хау в деле жилищного кредитования молодых семей. Тогдашний министр по делам семьи, детей и молодежи, физкультуры и спорта Юрий Павленко лично презентовал специальную компьютерно-рейтинговую систему отбора претендентов на кредит, которая, мол, и придумана для того, чтобы все было справедливо и прозрачно. Но как эта «прозрачность» сказалась на конкретных людях?
Обещания
«Не секрет, что было много сетований (и со стороны СМИ), много жалоб, писем относительно непрозрачности, нечестности в распределении средств, выделенных государством, — рассказывал тогда Юрий Павленко. — Возникала ситуация, когда одна семья может стоять в очереди пять лет, а другая, с такими же критериями, получает кредит в течение месяца. Это заставило нас искать ту форму, которая бы сделала невозможными любые злоупотребления служащими и вмешательство их в распределение средств, предусмотренных на молодежное жилищное кредитование».
Обнадеживающие обещания министра поддерживал также глава правления Госфонда содействия молодежному жилищному строительству Валерий Омельчук. Дескать, теперь каждый, кто оформился на получение кредита, может в режиме on-line отследить ход очереди и свое место, то есть номер в кредитном рейтинге. А со временем на сайте фонда будет создан калькулятор, с помощью которого каждый сможет просчитать, когда он получит кредит на жилье, заложив определенные параметры.
Еще одним великим достижением программы содействия бесквартирной молодежи министерство считало вот что: «В 2005 году было заключено 15 800 соглашений о предоставлении частичной государственной компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков на строительство или приобретение жилья. Для сравнения: в 2004 году подобных соглашений было заключено только 1 143. Это говорит о том, что за год работы новой власти количество счастливых хозяев собственного жилья увеличилось в 6,8 раза.
Ну а теперь самое время дать слово тем, кто должен был стать счастливым.
На втором месте
«Мы — обыкновенная семья из Васильковского района Киевской области, нам почти по 30 лет, есть один ребенок. И проблема у нас тоже обыкновенная — жилищная. Надеясь на лучшее, еще в 2001 году мы стали в очередь Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, где и остаемся по сей день.
Существуют две программы, по которым работает фонд, — это льготное кредитование (беспроцентный кредит) и частичное погашение процентов (когда семья берет обыкновенный кредит в банке, например, под 13%, а государство погашает одну учетную ставку НБУ, то есть 8,5%).
За последний год в первой программе произошли изменения — ввели рейтинговую систему, о которой уже много говорилось в СМИ. Преимущества при отборе теперь только у спортсменов и ученых. В частности, человек, находясь на учете пару месяцев, но при этом являясь молодым ученым со званием, может оказаться в начале рейтинга, даже если у него нет ни детей, ни жены. По второй программе в этом году вообще не подписывались новые договора — потому что в конце 2005-го было их заключено более 15 тысяч, а средств в бюджете для этого не предусмотрели, из-за чего образовался значительный долг, и все деньги пошли на погашение уже существующих обязательств.
Но мы хотим отдельно остановиться на ситуации, сложившейся в Киевской области и столице. С конца декабря 2005 года в фонде началась реорганизация в связи с введением рейтинга. Региональное отделение фонда в Киевской области вообще было ликвидировано, вместо него был создан Ипотечный центр для Киева и Киевской области, который объединил два отделения; кстати, он был создан как «образцовый» для всей Украины.
По новой рейтинговой системе мы оказались на втором месте ( оба — молодые ученые: аспирантка и ассистент НТУУ «КПИ»). Однако за целый год ни одного кредита по рейтингу выдано не было! Причем семья — первая по рейтингу — стоит в очереди уже более восьми лет, а с января их вообще выбросят оттуда, потому что наступит критический возраст — 36 лет. Наша семья, вторая в очереди, также стоит немало времени — шестой год, но наш шанс на получение кредита использовал кто-то другой.
Со временем, когда открылся Ипотечный центр (31 июля 2006 г.), оказалось, что все средства уже истрачены во время реорганизации, и до конца года денег не будет — информация получена от нового начальника ИЦ Бабия И. И. Получается как всегда: старый директор уволился, пришел новый, который ответственности за предыдущие действия не несет, ведь он ничего не подписывал, — то есть концы в воду. Как известно, и другие бывшие работники после проверки КРУ только уволились, но никакого наказания не понесли.
Как нам сообщил директор ИЦ Бабий И. И., с начала 2006 года кредиты выдавала ликвидационная комиссия Киевского регионального отделения. Сейчас ее уже нет, но все средства, предусмотренные в бюджете на этот год, истрачены до открытия Ипотечного центра. Мы писали коллективные письма (от четырех семей, длительное время стоящих в очереди на кредит и находящихся в первой пятерке рейтинга с начала года) председателю фонда Омельчука, начальнику ИЦ Бабию, министру Павленко, министру финансов Азарову — отовсюду ответы приходят как братья-близнецы: ваш номер в очереди такой-то…
А вопросы были весьма конкретные: сколько средств было истрачено с начала года по Киевской области (выделено было 4,1 млн. — данные официального сайта) и по каким критериям выбирали кандидатов. Во время личных приемов и по телефону в ИЦ, правлении фонда и в прочих инстанциях, куда мы обращались, — почти везде чиновники отвечали коронной фразой: «Ну чего вы хотите, вы что, разве не знаете, в какой стране живете?».
Посему констатируем весьма неприятную вещь: все государственные структуры просто покрывают друг друга, правды найти невозможно, и никто ни перед кем не отвечает. Кто может повлиять на несуществующую структуру (ликвидационную комиссию), которая и раздала средства по собственному разумению? Если кредиты были выданы согласно очереди — это одно дело, но почему тогда эта информация так зашифрована?
Окончательно возмутило вот что: именно перед последним выделением государственных средств в конце года на первом месте по рейтингу оказался… человек, подавший документы три недели назад! Почему это свершилось именно сейчас, когда в центральном аппарате фонда нам сказали, что в конце года все же выделят средства на один—два кредита? Уже завтра может появиться новый кандидат — олимпийский чемпион с научным званием и степенью (а кто это может проконтролировать?), и вполне законно мы снова скатимся вниз.
Если бы «счастье» не было так близко, поднимать шум по этому поводу не имело бы смысла, однако… Мало того, что под маркой реорганизации раздерибанили деньги, так еще наше законное право на получение кредита отдали другим. Почему в течение года, пребывая на вершине рейтинга, люди не могут получить кредит, хотя, по словам консультантов, за год выдается около 45 кредитов (практика минувших лет).
Таким образом, вопрос остается открытым: почему только в Киевской области сложилась такая ситуация, когда ни одна, ни другая программы молодежного кредитования не работают, хотя государство деньги на это выделяет?
Надеемся, что ситуация вызовет дискуссию в прессе по поводу молодежного кредитования. И еще вопрос: почему нельзя найти отзывов тех, кто взял этот кредит? Не потому ли, что эти люди получили его «не совсем прозрачно»?
С уважением, семья Шовкалюк — Юрий и Марина».
Секрет фирмы?
«Прозрачность» мы уже увидели. А теперь еще сюрприз. Не так давно глава Госфонда содействия молодежному жилищному строительству Валерий Омельчук сказал журналистам следующее: фонд предполагает, что в будущем кредитующихся станет меньше. Это, мол, произойдет в результате внедрения новой системы отбора заемщиков. И речь шла о той самой рейтинговой системе! Для чего она тогда вообще — для прозрачности или для сворачивания молодежного жилищного кредитования?
Цифра
18—20 млрд. грн. — необходимо для обеспечения жильем молодых семей, которые официально состоят на квартирном учете. 130 млн. грн. — столько бюджетных денег направлено в 2005 году на финансирование программ фонда. 160 млн. грн. — предусматривалось в бюджете-2006 на молодежное кредитование.