Зачем БПП останавливает промысел «Нафтогаза»

Share

«Нафтогаз Украины» может выйти из числа отечественных газодобытчиков. Основной взнос в потерю этого статуса внесен сторонниками БПП, с подачи которых госпредприятие уже сделало первый шаг на пути потери сразу трех высоколиквидных площадей. Если поставленная цель будет достигнута, месторождения «Нафтогаза» явно примкнут к частному капиталу.

В последних числах октября НАК «Нафтогаз Украины» передал в Окружной административный суд Киева первичные документы о ходе выполнения производственной программы на Будищанско-Чутовской, Оболонской и Писаревской площадях (все – Полтавская обл.). Транзакция выполнена в рамках судебного процесса, в котором определяется законность прав собственности НАКа на обладания спецразрешениями на пользование недрами этих площадей. Формально знак вопроса над этой темой был поставлен Государственной службой геологии и недр, которая и выступила инициатором соответствующего судебного разбирательства. Но если посмотреть хотя бы на шаг раньше, картина восприятия меняется.

Речь о том, что интерес Геослужбы к правам собственности «Нафтогаза» на эти три площадки появился после обращения к ней депутатов Полтавского облсовета с ходатайством аннулировать соответствующие спецразрешения. Примерно в это же время письмо аналогичного контекста пришло в Министерство экологии и природных ресурсов от народного депутата Сергея Каплина.

«По результатам комплекса детальных геофизических и других исследований, «Нафтогаз» в течение 2013-2016 гг. не выполнил обязательств по бурению одной поисковой скважины (глубина 6000 м) и двух разведывательных (5000 м) и, как следствие не начал выполнение обязательств по добыче углеводородов, что предусмотрено программой развития Будищанско-Чутовской площади. Также не начато бурение параметрической и двух поисковых скважин (работы были запланированы на 2014-2016 гг.) на Оболонской площади. Не начат комплекс геофизических и исследований и не выполнена 3D сейсморазведка на Писаревской площади, выполнение которых было запланировано на 2014-2016 гг.», – говорится в запросе Каплина.

При этом в своем запросе Сергей Николаевич прямо не призывает к отъему газоносных площадей у «Нафтогаза». Но называет промысел углеводородов «непрофильной для НАК деятельностью», тем самым как бы намекая на нелогичность и неэффективность обладания госкомпанией месторождениями. К этой позиции в Геослужбе отнеслись с пониманием, поэтому уже в марте 2017-го ею был издан приказ №124 «Об остановке действия специальных разрешений на пользование недрами «Нафтогаза».

У Андрея Коболева с этим решением не согласились, но прикладой реализации эта позиция так и не получила: месяц назад, в конце сентября, Окружной админсуд Киева остановил права пользования «Нафтогаза», подтвердив законность решения Геослужбы и распорядившись аннулировать спецразрешения НАК на три полтавские площадки.

Если коротко, аргументация суда выглядела так: на момент выдачи спецразрешений (2011-2012 гг.) к каждому из них сторонами были подписаны Соглашения об условиях пользования недрами, к которым в свою очередь были разработаны четкие программы работ. «Нафтогазом» эти программы действительно не выполнялись, но не по его вине.

Достаточно одного примера: Кабмин утверждал финансовые планы компании в конце текущего года (на 2014 г. – 24 декабря 2014 (№1281-р), на 2015 г. – 23 декабря 2015 г. (№1366-р), на 2016 г. – 30 ноября 2016 (№1009-р)), из-за чего годовой план инвестиций в месторождения просто невозможно было выполнить. Разбираться в этой проблеме желающих особо не нашлось, поэтому так и получилось, что лицензии у НАК уже фактически отобраны – осталось только провести решение админсуда через апелляционную и высшую инстанции.

Но самое интересное начнется только после высвобождения площадей из рук госкомпании: дефицита среди претендентов на них не будет хотя бы потому, что за 5 лет подготовки к добыче «Нафтогазом» было вложено в них больше 600 млн. грн.