Когда Evraz избавится от последнего актива в Украине

Share

На прошлой неделе Evraz официально объявил о продаже горно-обогатительного комбината «Сухая Балка», тем самым подтвердив активно циркулирующие пару лет слухи о полном уходе российской компании из Украины. При этом данную сделку можно считать поворотным моментом в 10-летнем пребывании холдинга Абрамовича и Абрамова в Украине. Теперь у Evraz остается лишь один небольшой Днепропетровский метзавод, от которого следует избавляться до того, как официальный Киев введет полный запрет на импорт коксующихся углей из России.

Сообщение о продаже комбината появилось в пятницу вечером, видимо, после закрытия зарубежных фондовых бирж. «Evraz Group S.A подписала соглашение о продаже Kadish Limited (головная компания для «Сухая Балка») компании Berklemond Investments Ltd (входит в состав DCH Group) за $110 млн.», – говорится в пресс-релизе продавца. При этом оговаривается, что сумма сделки может быть скорректирована с учетом актуальных данных по рабочему капиталу и долгу предприятия.

Не менее неожиданной стала фигура покупателя – DCH Group украинского бизнесмена Александра Ярославского. Впрочем, в последнее время Александра Владиленовича можно по праву называть «собирателем активов русских» в Украине. Так, в начале года DCH Group запустила Харьковский тракторный завод, который был выкуплен у российского олигарха Олега Дерипаски. А в середине мая Ярославский стал основным претендентом на приобретение «Проминвестбанка», подконтрольного Внешэкономбанку РФ.

На этом фоне обозреватели сравнили Александра Ярославского, у которого, к слову, есть опыт ведения металлургического бизнеса (СевГОК, ЦЗРО, ДМКД), с «камерой хранения» для украинских активов российского бизнеса. Ведь, у ВЭБа есть еще непристроенная корпорация «Индустриальный союз Донбасса», у Дерипаски – Николаевский глиноземный завод, который принадлежит попавшему под украинские санкции «Русалу». Да и тот же Evraz все еще владеет Днепропетровским метзаводом.

Авантюра сроком в 10 лет

Российский Evraz зашел в Украину ровно 10 лет назад, когда в 2007 году приобрел ряд горно-металлургических активов у группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Тогда в структуру сделки вошли ДМЗ им. Петровского (сейчас – «Евраз ДМЗ»), «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ, «Баглейкокс» (сейчас – «Евраз Южкокс») и ГОК «Сухая Балка». При этом акционеры Evraz также приобрели 50% акций Южного ГОКа, но не смогли интегрировать предприятие в структуру компании, оставив этот пакет на кипрской Lanebrook Ltd., бенефициарами которой являются Абрамович, Абрамов, Фролов и Швидлер.

Еще тогда синергетический смысл сделки представлялся достаточно сомнительным для Evraz, который в тот период времени покупал активы в США, ЕС, ЮАР и даже Китае, делая ставку на производство стали, а не на выпуск металлургического сырья. Но тогда цикл в глобальной сталелитейной отрасли достигал своего пика, денег на слияния и поглощения особо никто не считал (особенно в РФ), поэтому Абрамович и Ко без колебаний выложили за пять мелких предприятий почти $4 млрд. и еще около $1 млрд. за половину ЮГОКа.

Впрочем, уже в 2008 году в мировой металлургии разразился глубокий кризис, и Evraz стало не до расширения. Более того, украинские активы все отчетливее превращались из «кареты Золушки» в «чемодан без ручки», и становилось понятным, что избавиться от них быстро не получится. Так, в 2010 году принимается решение об объединении «Петровки» и «Днепрококса», что в принципе было логичным в плане синергии.

А в 2012 году россияне начали продавать непрофильные для них активы. В августе из периметра Evraz вышел Днепродзержинский коксохим, покупателем которого выступила группа «Метинвест». В конце того же года холдинг «Портинвест» приобрел у Evraz ООО «Причалы Коминтерна», владеющее земельным участком в порту «Южный». Впрочем, сделка по ДКХЗ до сих пор не закрыта, поскольку Антимонопольный комитет так и не выдал соответствующее разрешение, и на этом процесс выхода Evraz из Украины застопорился.

По указке Кремля

Активизировать уход пришлось после событий 2014 года, когда началась военная агрессия России против Украины, а в 2015-м Кремль дал отмашку своим олигархам выходить из украинских активов. Но для Evraz ситуация усугублялась тем, что особых претендентов на его активы не наблюдалось. Тем не менее, в августе 2016 года был заключен договор с неназванным покупателем на продажу «Южкокса», который тут же перешел на давальческую схему работы. По большому счету, данный актив нужен двум кандидатам – «Метинвесту» и ИСД, но на тот момент обе компании находились в реструктуризации своих долгов и не могли делать покупки новых предприятий.

Таким образом, на конец прошлого года у Evraz в Украине оставалось два предприятия – «Евраз ДМЗ» и «Сухая Балка», которые были минимально связаны между собой синергетически. По сути, ГОК был отдельным бизнесом, часть добываемой на нем руды отгружалась на внутреннем рынке (ММК им. Ильича, ЕМЗ, ЮГОК и ДМК), а другая часть – поставлялась на экспорт (ЕС, Китай). Только лишь 10% сырья «Сухой Балки» закупалось «Петровкой».

Казалось бы, оба актива можно держать пока не появится покупатель, тем более они худо-бедно генерировали положительный денежный поток (кроме зимнего периода 2015-16 гг.). Однако в отношении «Сухой Балки» вмешалась политика. Госгеонедра не продлила руднику лицензию на добычу, в результате чего предприятие фактически остановилось с осени. Комбинат устранил нарушения в течение месяца, но выдача разрешительных документов затягивалась. При этом ежемесячное содержание ГОКа обходилось в более чем 70 млн. грн., в т.ч. уплата всех налогов и выплата зарплаты. Более того, на предприятие совершила набег прокуратура Днепропетровской области, которая совместно с Нацполицией окончательно заблокировали работу «Сухой Балки».

С тех пор все затихло, и только в феврале текущего года появилась неофициальная информация о возможном возобновлении добычи сырья на шахтах им. Фрунзе и «Юбилейной». Впрочем, сроки перезапуска добычи железной руды и дробильной фабрики были смещены на вторую декаду марта. В апреле «Сухая Балка» удвоила производственные показатели – 260 тыс. т аглоруды по сравнению с 130 тыс. т в марте. Из этого объема около 2/3 было экспортировано, а остаток отгружался внутренним потребителям. При этом в пресс-службе ООО «Евраз Украина» данный факт усиленно опровергали.

Но в середине мая на «Сухой Балке» приключилась новая напасть – забастовка рударей. Порядка 300 работников отказались подниматься на поверхность из забоя шахт им. Фрунзе и «Юбилейная», требуя повышения зарплат на 20% с 1 мая. Однако руководство комбината, спустившееся к протестующим под землю, было готово только на 12%-ное повышение.

В общем, пока топ-менеджмент вел «с шахтерами конструктивный диалог на их рабочих местах», работу «Сухой Балки» вновь пришлось приостановить, правда, всего на два дня, с 11 по 13 мая. Тем временем, активная фаза забастовки подошла к концу, горняков удалось уговорить выйти из забоя. Впрочем, пришлось согласиться на 20%-ное повышение зарплат с 19 мая, хотя представители трудового коллектива требовали не менее 30% единовременно и до $1000 до конца года. В любом случае, все события вокруг ГОКа вынудили Evraz как можно скорее найти нового собственника для комбината.

«Петровка» на углях

Формально Evraz все еще остается владельцем коксохима и рудника. Так, по «Южкоксу» сделка структурирована почти на год (с октября по август 2017-го), в течение которого оплата производится несколькими частями. Что касается «Сухой Балки», то оплата пройдет в несколько этапов: первоначальный взнос размером $25 млн. будет сделан в течение двух дней после подписания документов, остальная сумма поступит до 31 декабря 2017 года.

Характерно, что сумму, вырученную от продажи комбината, Evraz планирует направить на погашение долга. Собственно, цель по снижению кредиторки была провозглашена еще два года назад. Тогда россиянам удалось вернуть заемщикам $1,4 млрд., тем самым, на конец 2015 года сократив задолженность до $5,35 млрд., а на конец 2016-го этот показатель составлял уже $4,8 млрд. Таким образом, как видно, продажа «Сухой Балки» стоимостью более $100 млн. особо не поможет Evraz снизить долговую нагрузку, но избавит компанию от существенной головной боли.

Поэтому де-факто Evraz будет управлять в Украине лишь «Петровкой». Впрочем, экономика метзавода держится лишь на том, что россияне завозят свой коксующийся уголь из Кузбасса для коксохима и жидкого передела, где расход кокса на тонну чугуна составляет крайне высокие 576 кг/т. При этом потребности ДМЗ в железной руде, главным образом, закрываются за счет поставок с родственного ЮГОКа.

Кстати, на 2017 год Evraz запланировал нарастить продажи коксующихся углей в Украине с 2 млн. т до 3 млн. т. И в данном случае основная ставка делалась явно не на «Петровку», которая и так в 2016-м вышла на предел своих производственных возможностей в 1 млн. т стали, а на других потребителей, например, ИСД. Но украинские предприятия корпорации сейчас остановлены, поэтому Evraz придется явно пересматривать свои планы по продажам.

Более того, учитывая тот факт, что официальный Киев ввел санкции в отношении российских ж/д операторов и поставщиков энергетических углей, существуют большие риски, что в обозримом будущем это коснется и углей коксующихся. А, значит, экономике ДМЗ будет нанесен существенный удар. Поэтому у Evraz есть не больше одного года, чтобы выйти из этого актива в частности и Украины в целом.