Полезное ископаемое: Коломойский поищет нового главу Госгеослужбы

Share

В списке оппонентов ПАО «Укрнафта» прибыло. Недавно его пополнила Государственная служба геологии и недр, поднявшая на повестку дня вопрос аннулирования нескольких лицензий этой компании. Таким шагом глава ведомства Николай Бояркин пытается доказать эффективность своей работы, но выбранный им способ может принести противоположный результат: противопоставив себе Игоря Коломойского, первое лицо Госгеослужбы только усилит желание окружения Арсения Яценюка сменить его на нового менеджера.

Публичное противостояние «Укрнафты» и Госгеослужбы началось две недели назад. Тогда последняя издала приказ об аннулировании сразу трех спецразрешений компании, на основании которых она вела разработку Харкивцивского, Глинско-Розбышивского и Рудивско-Червонозаводского месторождений (все – Полтавская обл.).

Решения такого рода Геослужба принимает по своим контрагентам регулярно, поэтому со стороны эпизод выглядел буднично. Нетрадиционность происходящему придавала только острота обратной реакции: «Укрнафта» начала оспаривать решения оппонентов, и в итоге 31 августа добилась определения Окружного административного суда Киева, которым ведомству запрещалось приостанавливать лицензии ПАО.

Одни объясняют агрессивную реакцию добытчика тем, что упомянутые «полтавские» площадки являются одними из лучших в его портфеле (в сумме они дают 30 тыс. т нефти и 500 млн. куб. м газа в год), и запрет на их эксплуатацию серьезно ударит по дебиту компании, который и так давно стабильно уходит вниз. Но альтернативная версия звучит убедительнее. Она привязана к аргументации Госгеослужбы: аннулирование трех упомянутых спецразрешений произошло на основании невыполненных обязательств «Укрнафты» по оплате рентного налога.

Это кардинально переворачивает восприятие происходящего. Во-первых, потому что налоговые долги ПАО относятся к разряду так называемых «исторических» проблем, а, значит, сейчас она была поднята на поверхность рукотворно. Во-вторых, непогашенные рентные обязательства «Укрнафты» сейчас по-прежнему больше 10 млрд. грн., а это железобетонный аргумент для принятия дальнейших решений по аннулированию других ее спецразрешений. Судя по всему, как раз ради предотвращения лавинообразного развития событий в «Укрнафте» не побрезговали получить индивидуальный иммунитет от резких движений Геослужбы.

В глазах суда авторитет юристов этой структуры заметно ниже коллег из «Укрнафты». Опираясь на этот факт, попытки апелляции заочно можно считать проигрышными, а, следовательно, конфликт между сторонами – исчерпанным. Но не в этом случае. Позиция главы Геослужбы Николая Бояркина идет в противовес оператору «Укрнафты» Игорю Коломойскому, а, значит, днепропетровский бизнесмен становится заинтересованным в ослаблении позиций оппонента. Самый простой способ достижения цели – «сбить» Бояркина с должности.

В этом смысле Коломойскому и карты в руки: на рынке все убеждены, что нынешний глава Госгеослужбы является креатурой Арсения Яценюка, на которого у основателя «Привата» достаточно рычагов влияния. Максимальное содействие Игорю Валерьевичу на этом пути может оказать «фронтовик» Остап Семерак, который, по данным UAprom, еще с момента своего назначения министром окружающей среды весной т.г. не оставляет попыток добиться увольнения Николая Бояркина.

На рынке однозначность позиции Семерака воспринимается по-разному. Одни увязывают ее с желанием главы Минэкологии пролоббировать в Госгеослужбу своего человека. Другие видят за этим решением вражду Семерака с идеологическими оппонентами. Речь о том, что внутри «Народного фронта» Бояркина считают близким своему предшественнику Дмитрию Кащуку, который в свою очередь является ставленником народного депутата Игоря Кривецкого – так называемого серого кардинала ВО «Свобода».

В общем, какой бы ни была мотивация Остапа Семерака, в контексте перезагрузки главы Госгеослужбы его ситуативным партнером сейчас стал Игорь Коломойский. Де-факто это резко увеличивает шансы на скорую кадровую смену. Но над юридическим воплощением в жизнь этого плана еще нужно будет попотеть: в конце прошлого года Верховная Рада приняла Закон «О государственной службе», в соответствии с которым судьбу руководителей центральных органов исполнительной власти отныне решает независимая Комиссия. Она еще даже не начала работать, так как ее состав был утвержден всего месяц назад. Но проблема даже не в этом. Как назло, Комиссия получилась разрозненной – «контрольного пакета акций» на нее нет ни у «Народного фронта», ни у БПП.