Газовый реверс: «Нафтогаз» готовится сменить своего куратора

Share

В подчинение Министерства экономического развития и торговли «Нафтогаз» был передан в декабре прошлого года, когда свет увидело соответствующее постановление Кабмина №1002. Этот документ правительство приняло в рамках программы по выполнению своих обязательств перед ЕС. Одной из ее частей является реформирование управления НАКом.

«Не допускается вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности со стороны органов государственной власти, политических партий и общественных организаций, их должностных лиц. Управление корпоративными правами (акциями, долями) юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является «Нафтогаз», компания осуществляет самостоятельно через свои уполномоченные органы в соответствии с уставом», – так звучит мотивация предпринятого шага в упомянутом постановлении.

Но сейчас в недрах Кабмина готовятся отыграть ситуацию назад. Как стало известно UAprom, в Министерстве энергетики уже подготовили проект нового правительственного постановления, в соответствии с которым НАК планируется вернуть в его ведение. Публичная позиция звучит примерно так: Минэнерго отвечает на государственную политику в топливно-энергетической сфере, а раз «Нафтогаз Украины» к ней относится, то логично было бы, чтобы это предприятие напрямую подчинялось, так сказать, «профильному» ведомству.

Подноготная мотивация интереснее. Если обращать внимание на хронологию, тема с обратной передачей газового импортера появилась на свет после назначения главой Министерства энергетики Игоря Насалика. Собственно, как раз к его инициативе и относится переподчинение «Нафтогаза Украины» старому новому куратору. Правда, это только формально: Насалик, равно как и его предшественник Владимир Демчишин, воспринимаются энергорынком как исполнители воли политического лагеря, который и выдвинул их на этот пост. В данном случае – это БПП.

Отталкиваясь от этой иерархии корректно говорить о том, что тему с очередным перестроением системы менеджирования «Нафтогазом» затеяли как раз у Петра Порошенко. На первый взгляд понять логику их действий сложно, ведь и Минэкономразвития и Минэнергоугля относятся к президентской вертикали власти. Но всему есть свое объяснение.

Внутри БПП существует несколько внутренних разнородных групп с интересами в энергетике. Например, при «старом» Кабмине среди этих лагерей удерживал лидерство армейский друг Порошенко Игорь Кононенко, к негласной сфере влияния которого относился вышеупомянутый Владимир Демчишин. Представитель «нового» правительства Насалик также причисляется к его команде, но проблема в другом.

Сейчас свои позиции резко усилил глава Администрации президента Борис Ложкин. Этот процесс можно наблюдать на примере того, что именно его кандидатура – Юлия Ковалив – с недавних пор является главой наблюдательного совета «Нафтогаза» (при том, что изначально на этот пост сватали как раз Демчишина). Если к этому учитывать, что новый глава Минэкономразвития Степан Кубив – это также квота Ложкина, сохранение НАК под управлением этого ведомства можно смело считать безоговорочным проигрышем Кононенко в борьбе за эту госкомпанию.

Возможно, чтобы не допустить такого развития событий, у Игоря Владимировича и затеяли игру по возврату «Нафтогаза Украины» Министерству энергетики. Сможет ли Кононенко довести начатое до конца – большой вопрос. Но самое интересное даже не это: кто бы из противоборствующих лагерей не вышел победителем из этой схватки, его новой целью станет попытка завоевания ключевой вершины – поста председателя правления НАК, который сейчас занимает делегат отставного премьер-министра Арсения Яценюка Андрей Коболев.