Газовый зачет: Коломойскому начали погашать политические долги

Share

Уголовное дело против экс-главы ПАО «Укртранснафта» Александра Лазорко, домашний арест лидера партии «Укроп» Геннадия Корбана, перманентное блокирование банковских счетов «Укрнафты» и угрозы аннулирования выданных ей специальных разрешений на пользование недрами. Все эти события произошли на протяжении последнего года, и под давлением такого бэкграунда вряд ли кто-то мог рассчитывать на скорую реабилитацию «Привата». Но днепропетровской группе удалось не только локализовать проблемы, а и заложить фундамент для нового витка развития.

Отсчетной датой благоприятного периода в жизни Игоря Коломойского стало 14 апреля. В этот день глава министерства энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин подписал несколько документов, играющих на руку упомянутому ПАО «Укрнафта». Речь идет о приказах №269, №274 и №275, которыми были утверждены проекты промышленной разработки Кибинцивского нефтяного, Андрияшивского и Качанивского нефтегазоконденсатных месторождений соответственно. «Департаменту нефтегазового комплекса в течение пяти рабочих дней направить пользователю нефтегазоносными недрами копию этого приказа», – говорится в ведомственных документах.

На их основании «Укрнафта» может перепрофилировать спецразрешения на пользование недрами этих площадок с «добычи» на «опытно-промышленную эксплуатацию». Что это дает? Экономию денег, потому что по правилам отечественного законодательства при расчете ставок рентной платы за пользование недрами применяются так называемые «корректирующие коэффициенты», которые определяются, в том числе, в зависимости от условий его добычи.

Для «Привата» это не все хорошие новости. Наряду с вышеперечисленными приказами, тогда же Владимир Демчишин издал еще один – №27. Ним был утвержден проект промышленной разработки Рипнянского нефтяного месторождения.

Эту площадку «Укрнафта» эксплуатировала еще начиная с 1999 года, но в 2014-м истек срок действия соответствующего спецразрешения. Сейчас, на основании указанного министерского приказа, ПАО может претендовать на восстановление права разработки данного месторождения. Для компании это по-настоящему революционное событие, ведь последний раз она получала новую лицензию на углеводородную площадь в 2010 году.

О том, что могло оборвать черную полосу в жизни «Укрнафты», остается только догадываться. Оптимисты увязывают это событие с желанием нового менеджмента под руководством Марка Роллинса как минимум замедлить темпы падения объемов добычи нефти и газа предприятием. Но есть и правдоподобные версии. Например, обращает на себя внимание то обстоятельство, что четыре вышеперечисленных приказа подписаны Демчишиным за несколько часов до своего увольнения. Или – за считанные часы до назначения нового состава Кабмина.

Провести это решение без голосов народных депутатов из группы «Партия «Возрождение», близкой Игорю Коломойскому, было бы невозможно. Поэтому циники считают, что министерские операции с лицензиями «Укрнафты» – это своеобразный аванс «Привату» за «правильное» голосование.

Если развивать эту логику, основные дивиденды днепропетровцы получат уже после переформатирования правительства. Возможно, это выльется в череду переоформления десятков остальных спецразрешений ПАО, срок действия основной массы которых истекает в течение ближайших двух-трех лет.

Но даже если так и будет, этим дело явно не ограничится. По крайней мере, на это намекает стартовавшая кампания по переформатированию менеджмента в госкомпаниях. На первом же этапе она привела к увольнению из наблюдательных советов «Укргаздобычи» и «Укртранснафты» одного из самых активных оппонентов «Привата» – Андрея Пасишника.