Промышленный фронт: какие предприятия ГМК остановятся первыми из-за УЗ

Share

В начале текущего года противостояние металлургов и горняков с одной стороны и железнодорожников с другой достигло точки кипения. «Укрзализныця» и Мининфраструктуры еще с начала зимы пытались продавить очередное двухэтапное повышение ж/д тарифов на грузоперевозки. Но если получить согласование в Минэкономики удалось, то Минфин и Госрегуляторслужба отправили это решение на доработку, сочтя его недостаточно обоснованным.

В свою очередь предприятия ГМК Украины, страдающие от крайне неблагоприятной конъюнктуры глобального рынка, по сути, пошли ва-банк и настойчиво потребовали от правительства ввести мораторий на повышение ставок УЗ, а также снизить уровень портовых сборов, стоимость погрузочно-разгрузочных работ в портах, рентной платы за железную руду и маржу «Нафтогаза». «Сейчас не те времена, чтобы давить на рударей и металлургов тарифами госмонополий, – говорит президент ОП «Металлургпром» Александр Каленков. – На фоне исторически минимальных цен на сталь и сырье на глобальном рынке удорожание грузоперевозок может стать вопросом жизни и смерти для горно-металлургической отрасли».

Металлургия в огне

2015 год оказался невероятно сложным для украинских металлургов. Мало того, что производство стали сократилось на 16%, недотянув до показателя в 23 млн. т, так экспорт металлопродукции упал на 15%, до 17 млн. т, а валютная выручка рухнула на 39%, до $6,4 млрд. Таким образом, в абсолютных показателях потери составили 3 млн. т и $4 млрд.

«В отличие от мировой конъюнктуры, где цены регулярно бьют антирекорды, металлурги могут влиять на свою себестоимость, сокращая издержки. Но повышение логистических затрат по украинской территории приведет к окончательной утрате конкурентоспособности отечественных сталеваров на мировых рынках», – констатирует глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

По словам гендиректора меткомбината «АрселорМиттал Кривой Рог» Парамжита Калона, уже сейчас за счет девальвации рубля и юаня российская и китайская металлопродукция вытесняют украинскую с экспортных рынков сбыта. «Если посмотреть на ситуацию в целом, то Китай выдавливает нас со всех экспортных рынков, Россия – с рынков стран СНГ. Таким образом, ситуация очень трудная для нас в плане выживания», – говорил он в январе на общем собрании в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).

Представитель корпорации «Индустриальный союз Донбасса» сообщил UAprom, что украинская металлургия сейчас работает с отрицательной рентабельностью и с колоссальным дефицитом оборотных средств. «В настоящее время мировой рынок стали находится в депрессии, цены на метпродукцию очень низкие, поэтому повышение тарифов УЗ приведет к тому, что большая часть производственного портфеля станет нерентабельной даже по переменным затратам», – отметил он.

По сути, ключевым условием удержания позиций на экспортных рынках является способность украинских метпредприятий предложить привлекательную цену, что возможно за счет конкурентоспособной себестоимости и минимальных логистических затрат. Но сейчас издержки на ж/д перевозки составляют почти 10% от себестоимости чугуна и представляют собой и одну из ключевых статей затрат наряду с коксующимся углем и природным газом.

«Для металлургов повышение ж/д тарифов будет иметь крайне негативный эффект поскольку понизит их конкурентоспособность. Они не смогут конкурировать по цене на глобальном рынке, профицит на котором оценивается в сотни миллионов тонн. По большому счету, мировая металлургия не заметит ухода украинской продукции, а для отечественной экономики это будет иметь крайне тяжелые последствия в виде сокращения отчислений в бюджет, захода валютной выручки в страну и рабочих мест, которые со смежными отраслями составляют почти 1 млн. человек», – говорит А.Каленков.

По словам источника в ИСД, удорожание услуг «Укрзализныци» несет в себе мультипликативный эффект для меткомбинатов, у которых вырастут затраты не только на отгрузку готовой продукции, но и на доставку сырьевых материалов, в частности, железной руды, коксующегося угля, металлолома. «Мы приобрели канадский уголь и доставили его стотысячником в украинский морпорт по небольшим фрахтовым ставкам. Но затем «включается» наша инфраструктура: перевалка в порту, погрузка в вагоны, перевозка на комбинат», – отметил он.

Железорудный full-stop

В случае производителей железной руды, то представители отрасли в открытую говорят о возможности остановки предприятий в самое ближайшее время. «По моей информации, уже стоит вопрос о значительном снижении добычи на двух украинских ГОКах. В лучшем случае, производство будет сокращено на 70%, а оставшиеся 30% будут отрабатываться ночью, когда электроэнергия дешевле», – сообщил UAprom С.Беленький. Эту же информацию подтвердил А.Каленков.

Как известно, при цене на железорудный концентрат в $50 за тонну в морпортах Китая большая часть украинских ГОКов балансировали на грани безубыточности. Но в декабре цены провалились ниже $40, а в перспективе мировые аналитики, в частности, Goldman Sachs, Citigroup и ANZ, допускают обвал до $30. «Сейчас идет борьба за каждый доллар себестоимости. Только рост ж/д тарифов повысит логистические затраты почти на $1 за тонну, аналогичная картина и по другим позициям, упомянутым в письме, в частности, портовым сборам и ренте», – говорит С.Беленький.

«Ведущие сырьевые компании, например, Rio Tinto и BHP, не снижают уровень добычи. Но есть надежда, что мелкие производители уйдут с рынка и тогда цены вернутся к росту», – отметил П.Калон, добавив, что это не произойдет в краткосрочной перспективе. Глава АМКР также раскритиковал работу транспортного комплекса страны по обеспечению и стоимости грузоперевозок Кривого Рога в целом, как промышленного комплекса страны. «Мы (город Кривой Рог – ред.) перевозим 60-70 млн. т грузов. Мы даем работу «Укрзализныце», даем работу морским портам», – констатировал топ-менеджер.

Тщетные надежды «Укрзализныци»

Все игроки рынка сходятся во мнении, что надежды «Укрзализныци» увеличить доход от повышения тарифов окажутся тщетными. По словам А.Каленкова, в прошлом году, когда произошло 30%-ное повышение ставок, товарооборот по железным дорогам упал на 11%, а в этом году возможно еще 25%-ное падение, если железнодорожникам удастся пролоббировать очередной рост тарифов.

«Это приведет к падению грузоперевозок, к падению доходов монополии. И тогда не будет никакого смысла в повышении тарифов. И если в «Укрзализныце» и Мининфрастуктуры такой вариант просчитывают, но не реагируют, поскольку заинтересованы в повышении доходной части финплана железных дорог», – отмечает президент «Металлургпрома».

По его словам, сейчас операции по грузоперевозкам УЗ прибыльны, «маржа достигает 30-40%». И при этом в прошлом году существенного прогресса в обновлении подвижного состава и инфраструктуры не наблюдается. Из 9 млрд. грн., запланированных на эти расходы, УЗ потратила всего 2 млрд. грн., подчеркнул А.Каленков.

Топ-менеджер ИСД сообщил UAprom, что если бремя новых тарифов окажется непосильным для ДМКД, то рассматривается вариант доставки грузов до порта с помощью автотранспорта. «УЗ не выиграет от повышения, у металлургов отрицательная рентабельность», – констатировал собеседник.

***

Безусловно, для украинского ГМК важен комплексный взгляд на отрасль. По словам гендиректора «Метинвеста» Юрия Рыженкова, речь идет о создании нормальных конкурентных условий для горно-металлургических предприятий, конкурирующих на внешних рынках с китайскими, российскими и бразильскими производителями. «Мы конкурентоспособны по качеству продукции, по производственной себестоимости, но мы не конкурентоспособны по логистическим затратам. Это тарифы естественных монополий, тарифы морпортов», – посетовал он.

Как отметил П.Калон, правительство не уделяет достаточного внимания крупным инвесторам. «В Украине не хватает «красной дорожки» для любого инвестора. Приходится много бороться, просить вернуть тот же НДС», – подчеркнул глава АМКР.

По словам С.Беленького, очень важно, чтобы государство пошло навстречу металлургам и рударям, иначе в самом плохом случае может произойти остановка предприятий. Но собеседник в ИСД утверждает, что если металлургам придется останавливать мощности – это будет означать коллапс для экономики. «Начнутся банкротства в виду закредитованности меткомпаний. Не надо забывать и о социальном факторе», – напомнил он.

Ю.Рыженков отмечает, что создать конкурентные условия в отрасли Кабмину и Минэкономики вполне по силам, а металлургия продолжает быть одним из крупнейших налогоплательщиков и вторым по величине донором поступлений валюты в страну. «Экономика Украины все еще остается индустриальной, и с этим необходимо считаться», – уверен топ-менеджер ИСД.