Валютные игры: каким будет курс гривни

Share

В середине ноября, вопреки многим оптимистичным прогнозам экспертов, произошел довольно неожиданный скачок биржевого курса гривны – она просела до уровня 24 грн./$. И лишь через несколько дней Нацбанк начал предпринимать меры по возврату курса к отметке 23 грн./$, но так и не смог этого сделать.

Интересно, что всплеск случился сразу после проведения второго тура местных выборов. Скорее всего, это связано с возобновлением биржевых спекуляций, которые утихли на время электоральной гонки – на этот период НБУ почти наглухо закрыл валютный рынок для спекулянтов, чтобы «не дразнить народ».

Теперь же, как не раз бывало по окончании выборов, регулирование смягчено, и впервые за много месяцев гривна упала более чем на 1 грн./$ всего за несколько дней, провоцируя панику населения и, соответственно, дальнейший ажиотажный спрос на инвалюту. Подобными спекулятивными играми занимаются как банки, так и некоторые крупные финансово-промышленные группы. Наряду с этим, в стране наметился дефицит инвалюты для юрлиц (начиная с импортеров, которым она нужна для оплаты за ввоз товаров).

Скорее всего, уже ближе к декабрю регулятор вернет курс на уровень 23,5 грн./$ и ниже, чтобы не ставить под удар наметившийся в сентябре-октябре слабый рост гривневых депозитов физлиц и вообще доверия к банковской системе. Кроме «силового» ограничения биржевых сделок, для этого Нацбанк уже использует и валютные интервенции. Дополнительным плюс-фактором для гривны являются «три кита», на которых держится курсовая стабильность любой валюты – сальдо внешней торговли, платежный баланс и состояние внешнего госдолга.

Все эти факторы на сегодня благоприятны: в совокупной внешней торговле за 10 месяцев профицит примерно в $1,4 млрд., платежный баланс также сбалансирован, ну а в вопросе госдолга главную роль играет прогресс в реструктуризации основной его части, а не претензии Москвы на возврат «займа Януковича».

В то же время на валютный рынок давят выплаты Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ): только в октябре-ноябре и только вкладчикам «Дельта Банка» выплачено 6,7 млрд. грн., а общие компенсации с начала года уже превысили 43 млрд. грн. Значительную часть этих денег граждане направляют на покупку инвалюты для хранения «под матрасом», и этот спрос весомо давит на гривну. Еще один фактор риска – это, конечно, война на Донбассе: новое широкомасштабное наступление террористов может обрушить деловые ожидания, настроения населения, и в результате подорвать некрепкие ростки стабилизации в финсистеме Украины.

Кроме того, до конца 2015 года и в 2016-м НБУ может понемногу ослаблять курс в целях донаполнения госбюджета, провоцируя инфляцию и тем самым рост налоговых поступлений. Также, при дальнейшем поступлении средств МВФ и других зарубежных кредиторов госрегулятор может временно ослаблять гривню, чтобы получить больше ее за тот же объем инвалюты в случае конвертации. С учетом всего этого некоторые финансисты допускают, что даже средний (а не максимальный) курс гривны в следующем году может достигнуть 30 грн./$.

С другой стороны, в 2016 году можно ожидать как минимум стабилизации отечественной экономики, и это будет для гривны важным стабилизатором. Вероятное восстановление показателей экспорта расширит приток инвалюты и усилит торговый профицит. Наконец, ожидается новый транш от МВФ, и это тоже будет сдерживать курсовую динамику.

Пока же, в ближайшие месяцы, вряд ли произойдут существенные скачки (на 2-3 грн./$), которые Нацбанк не мог бы отыграть назад. Чрезмерная девальвация невыгодна Киеву с точки зрения потребительских настроений, макроэкономической стабильности и ведущегося в инвалюте обслуживания внешнего госдолга. Однако НБУ продолжает приучать граждан к локальным колебаниям валютного рынка, в который раз заверяя, что «курсовые колебания – это нормально, к ним надо привыкать». Биржевой курс будет варьироваться в пределах 22-24 грн./$ в привязке к таким ситуативным факторам, как спекуляции, потребность экспортеров в продаже инвалюты и импортеров в ее покупке, дальнейшие выплаты ФГВФЛ.