СП «Лукойла» и «Башнефти» лишили права разрабатывать месторождения Требса и Титова

Share

Арбитражный суд Москвы признал незаконными решения Роснедр о передаче лицензии на месторождения им. Требса и Титова от «Башнефти» «Башнефть-полюсу»

«Башнефть-полюс» — СП «Лукойла» и «Башнефти», созданное для разработки месторождений. «Лукойл» владеет в нем долей в 25,1%.

Иноземецва — миноритарий «Башнефти» — оспаривает решение совета директоров компании о переоформлении лицензии, а также изменения в лицензионное соглашение, внесенные Роснедрами в марте 2014 г.

«Лукойл» на торгах на Московской бирже сегодня подорожал на 5,02% до 2,2 трлн руб. На Лондонской бирже компания к 19.25 мск прибавила 6% до $40,4 млрд, к этому же времени на открытии торгов в Нью-Йорке компания подорожала на 6,45% до $38,75 млрд. Но уже к 19.30 мск на Нью-Йоркской бирже началась коррекция: котировки «Лукойла» с пика, достигнутого через два часа после открытия торгов, потеряли 0,6%.

Представитель Иноземцевой на суде указывал, что «Башнефть-полюс» не соответствует требованиям к владельцу лицензии. В частности, владелец лицензии должен перерабатывать не меньше 42% добытой нефти на собственных перерабатывающих мощностях, а «Башнефть-полюс» ими не обладает в отличие от «Башнефти», говорил представитель истца. Представитель «Башнефти» утверждал, что и «Башнефть» не обладала напрямую перерабатывающими мощностями, вся нефть перерабатывалась на заводах дочерних компаний «Башнефти».

Для того чтобы не было двусмысленных формулировок, «Башнефть» сначала внесла изменения в текст лицензии, чтобы переработка могла осуществляться на мощностях аффилированных с владельцем лицензии компаний, а потом передала лицензию «Башнефть-полюсу». Роснедра все изменения приняли, они соответствовали закону, указывал представитель ведомства. По мнению представителя Иноземцевой, эти изменения были сделаны для того, чтобы передать лицензию СП.

Представитель Иноземцевой также отмечал, что она как миноритарий компании из-за передачи лицензии «Башнефть-полюсу» рискует получить меньше дивидендов, потому что центр прибыли «Башнефти» переходит в компанию, акционером которой Иноземцева не является. Представитель «Лукойла» указывал, что дивиденды она еще не получала, так как купила акции незадолго до подачи иска и оспаривает «возможное нарушение своих прав в будущем», поэтому в иске необходимо отказать.

Это уже не первый иск к «Башнефти» от ее миноритариев, поданный с целью оспорить передачу лицензии на месторождения им. Требса и Титова компании «Башнефть-полюс». Впервые лицензия была передана еще в конце 2011 г. Но в мае 2012 г. это решение в суде оспорила миноритарий Светлана Проскурякова, после чего Роснедра отменили приказ о передаче лицензии. Чтобы ее вновь вернуть в «Башнефть-полюс», потребовалось два года.

«Башнефть» получила лицензию на Требса и Титова (запасы — 140 млн т нефти) в 2011 г., после чего и передала ее «Башнефть-полюсу», в которой 25,1% купил «Лукойл», владеющий необходимой инфраструктурой для разработки месторождений.

Иск Проскуряковой принес немало хлопот. Сперва Роснедра отменили свой приказ о передаче лицензии, и она вернулась «Башнефти». При этом допускалась возможность ее полного отзыва. А в начале 2013 г. Росприроднадзор выявил нарушение: вместо прописанной в лицензии сейсмики 2D «Башнефть» провела на месторождениях сейсмику 3D.

Для возврата лицензии «Башнефть-полюсу» необходимо было исправить это нарушение и внести изменения в лицензионное соглашение, что и было сделано в начале 2014 г. Затем Роснедра внесли изменения и уточнения в лицензию, а позже совет директоров «Башнефти» одобрил передачу лицензии в «Башнефть-полюс».

В то же время компания еще в августе 2013 г. начала добычу на Требса и Титова. Ожидается, что в 2014 г. она составит около 900 000 т. Выход на стабильный уровень добычи — 4,8 млн т — планируется до 2020 г. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 180 млрд руб.