Почему порты страдают от проверок Госэкоинспекции

Share

Уже более 10 лет портовая отрасль Украины страдает от проверок Государственной экологической инспекции (Госэкоинспекция).

Суть претензий в том, что экоинспекторы под предлогом проверки балластных вод задерживают торговые суда, тем самым нанося владельцам убытки от простоев.

Чтобы поскорее получить разрешение на выход из порта, судовладельцам приходится платить взятки. Это ухудшает имидж Украины, как торгового партнера и мешает развитию торгового морского судоходства.

Согласно постановлению Кабмина №198 от марта 1995 года "Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу", экологический контроль водных транспортных средств осуществляется в случае, когда с судна сбрасываются видимые плавучие частицы, возникают видимые следы нефти или других загрязняющих веществ в районе сброса.

Как осуществляется экологический контроль, что такое "сбрасывают" и при чем тут изолированный балласт?

Схематично: судно для остойчивости (означает способность судна бороться с внешними силами) должно набирать воду из водоема.

Эта вода заливается в полностью изолированные емкости (танкеры) судна отдельными, предназначенными только для этого, насосами. Это называется изолированный балласт.

Когда судно подходит к акватории моря, где будет загружаться или разгружаться, оно осуществляет замену изолированного балласта за пределами 12-мильной зоны. А именно: скидывает старую воду и забирает в танкеры новую.

Согласно статье 67 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), который был принят в декабре 1994 года, замена балласта обязательна. Эта же норма существует в международных правилах судоходства.

В целях предупреждения угрозы внесения с водяным балластом вредных и опасных живых организмов, перед входом в территориальное море Украины суда должны осуществлять замену изолированного балласта.

Без этого ни одному судну нельзя входить в акваторию 12-мильной зоны Черного моря или любого другого моря перед любым другим портом.

Когда судно подходит в порт на загрузку, то происходит сброс вод изолированного балласта в необходимой мере. Только после этого судно принимает, сгружает груз.

Во всем мире, согласно Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ 73/78, изолированный балласт сливается за борт без ограничений, если произведена вся процедура его замены.

В чем претензия экологов?

Госэкоинспекция считает, что при сбрасывании балластных вод, в некоторых случаях, это загрязняет окружающую среду и влияет на состояние акватории порта.

Законодательные перипетии

Шум из-за неправомерных действий Госэкоинспекции поднимался часто и давно. Причин несколько. Первая – дыры в законодательстве. Например, ранее не было даже определения понятий "изолированный балласт".

Вторая – до конца так и не ясен порядок изъятия проб. Его нет и сейчас.

Как утверждают игроки рынка, зачастую работники инспекции блокировали выход судна из порта, утверждая, что сброс изолированного балласта привел к загрязнению окружающей среды.

Было несколько вариантов решения ситуации: заплатить на месте, или подождать результатов экспертизы. Почему не выбирали второй вариант? Экспертиза занимает время, которое судно простаивает в порту.

Согласно данным Ассоциации морских агентов Украины (АМАУ), теоретически все проверки в соответствии с законом должны публиковаться на сайте inspections.gov.ua.

Однако на практике они там не публикуются. Статистику проверок никто не ведёт и не может вести. Хотя бы потому, что большая часть капитанов и судовладельцев предпочитают дать взятку экоинспектору в размере $1,3-2 тыс. вместо того, чтобы нести убытки от простоя судна.

В зависимости от типа судна один день простоя может варьироваться от $2 тыс. до $60 тыс.

С 2015 года законодательство претерпело изменений. Благодаря приказу министра экологии и природных ресурсов №82 от марта 2015 года, в украинском законодательстве впервые появилось определение изолированного балласта.

Постановлением Кабмина №492 от июля 2015 года было предусмотрено, что сброс изолированного балласта в территориальном море на внутренних водных путях Украины разрешается без ограничений и контроля со стороны государственных органов.

Кроме того, отмечает управляющий партнер юридической компании LEGRANT Татьяна Титаренко, данным постановлением были введены важные дефиниции, касающиеся балластных вод и пункт относительно проверки изолированного балласта.

Согласно ему, балласт проверяется в исключительных случаях, когда в момент сброса на воде есть явные следы загрязнения, нефтяные следы и т.д.

Порядок отбора проб изолированного балласта утверждается отдельным постановлением Кабмина. Напомним, на сегодняшний момент такой Порядок не принят.

Постановлением №953 от октября 2015 года Кабмин внес изменения относительно упрощения осуществления радиологического и экологического контроля.

Однако справится с проверками ради взяток это не помогло.

В сентябре 2018 Верховная Рада приняла так называемый законопроект "О едином окне" №7010, которые внес изменения в другие законодательные акты для упрощения процедуры захода судна в украинские порты.

Документом был фактически отменен экологический контроль судов в пунктах пропуска. Если точнее, то в законе "обеспечено сокращение количества контролирующих органов на границе за счет возложения на должностных лиц таможен обязанностей по проверке разрешительных документов, которые сегодня проверяются должностными лицами Госэкоинспекции".

В ноябре 2018 года на тот момент губернатор Одесской области Максим Степанов открыто заявил о проблеме вымогательства взяток экоинспекторами и призвал как можно скорее утвердить Порядок отбора проб изолированного балласта.

Этот документ должен лишить экоинспекторов права задерживать судно на неопределенный срок для проведения экспертизы. Кроме того, он лишит их возможности придумывать всевозможные виды загрязнений.

Ответом на это стала колонка министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, который заявил, что иностранные суда "моются целительными водами Черного моря, оставляя за собой остатки нефти, химикатов, соляры и десятки других химических соединений".

Но дальнейшее сужение полномочий Госэкоинспекции продолжилось. Заключительным нормативным актом, который должен помешать Госэкоинспеции производить поборы в портах, стало постановление Кабмина №367 "О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности" от марта 2019 года.

Документом отменен контроль изолированного балласта, а процедуры выявления сбросов загрязняющих веществ с судов приведены в соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ-73/78.

Как объяснила директор общественного союза "Ассоциация морских агентств Украины" (АМАУ) Ксения Пидручная, согласно постановлению, балластные воды не проверяются на содержание взвешенных веществ, а только на содержание нефти и нефтепродуктов и загрязняющих веществ категорий X, Y, Z.

Однако ни одно законодательное изменение не остановило инспекторов Госэкоинспекции, которые, ссылаясь на закон "Об охране окружающей среды", продолжали брать пробы вод изолированного балласта, ссылаясь на загрязнении окружающей среды.

По данным АМАУ, после вступления в силу постановления №367 в апреле 2019 года, представители Госэкоинспекции предпринимали попытки задержать следующие суда:

Редакция обратилась в Госэкоинспекцию за комментарием. Горячая линия ведомства не отвечает на звонки.

В отделе государственного экологического надзора (контроля) водных экосистем и ресурсов Госэкоинспекции с журналистом БЦ пообещали связаться в ближайшее время. На момент выхода публикации обратной связи так и не произошло.

Спасибо, конечно, но это не то

Про проблему в портах с экологами правительство знает и все время пытается что-то с этим сделать.

Новый президент Украины Владимир Зеленский14 июля предложил временно остановитьпроверки Госэкоинспекции в морских портах.

Уже 18 июля Кабмин утвердил порядок работы АМПУ с Госэкоинспекцией в случае загрязнений в портах.

Согласно закону "О морских портах", компания "Администрация морских портов Украины" (АМПУ) отвечает за охрану окружающей среды, в том числе путем участия в выявлении случаев сброса судами загрязняющих веществ в пределах акватории порта.

Порядок, с которым АМПУ взаимодействует с Госэкоинспекцией, в том числе, определяет Кабмин. Он его и определил в середине июля.

По идее, после вступления в силу постановления Кабмина, стал более понятным сценарий взаимодействия АМПУ с экологами в случае выявления загрязнений. Почему это позитив?

Как объяснил сооснователь и директор компании Risoil S.A Шота Хаджишвили, до этого инспекторы могли бесчинствовать и приходить за пробами в любом удобном случае.

"Это же типичная история, когда инспекторы берут пробы, не находят нарушений. А когда их спросить, будет ли задержано судно, они отвечают – да. Почему? По их словам, у инспекторов есть прямое указание из Киева задерживать суда. Откуда такие указания? Спросите у Минэкологии, Мининфраструктуры и Морской Администрации, которой подчинены капитаны портов", – говорит Хаджишвили.

Однако постановление Кабмина – это не победа. Проблема остается все той же – до сих пор не утвержден порядок проведения проверки на случай выявления загрязнения изолированного балласта и отбора его проб.

Пока закон не дает ответа на вопросы, что значит порядок, как отбирается вода, в какие емкости она помещается, какими лабораториями она проверяется и т.д.

"Принятие Порядка взаимодействия АМПУ и Госэкоинспекции в случае выявления случаев сброса судами загрязняющих веществ в пределах акватории морпорта является одним из перечня комплексных решений, которые необходимо принять на законодательном уровне для того, чтобы урегулировать проблему экоконтроля в портах. Однако данный порядок начнет работать после принятия Порядка отбора проб воды и проведения их анализа, который, надеюсь, в скором времени будет утвержден. Учитывая тот факт, что порядок пока еще не утвержден, отбор проб Госэкоинспекцией не имеет право осуществляться вообще", – говорит Титаренко.