Земля под Кузней. Что Порошенко продал Тигипко

Share

Инвестиционный фонд Прайм Эссетс Капитал, который управляет активами Петра Порошенко, договорился о продаже завода Кузница на Рыбальском. Покупателем станет группа ТАС Сергей Тигипко, говорится в заявлении пресс-службы ТАС. Стороны обещают закрыть сделку после согласования Антимонопольного комитета.

Что Тигипко будет делать с судостроительным заводом, который находится почти в центре Киева?

Чем занимается Кузня на Рыбальском

Официально 73,9% акций "кузни" принадлежат Петру Порошенко, 20,1% — его давнему бизнес-партнеру и депутату от БПП Игорю Кононенко. В 2017-м завод получил 776,2 млн грн выручки и 18,6 млн грн чистой прибыли.

Первую попытку продать предприятие партнеры сделали еще до президентских выборов 2014 года, рассказывал в интервью LIGA.net управляющий директор ICU Макар Пасенюк, который искал тогда покупателя. "Был подписан некий договор, но сделку не закрыли… Актив смотрели многие, в том числе и [Борис] Кауфман, и [Виктор] Полищук. С середины 2014 года это все стало никому не нужно", – рассказывал инвестбанкир. 

Кузница на Рыбальском (до мая 2017 года – Ленинская кузня) сейчас занимается военными заказами. В 1991-2002 гг. завод построил корвет "Тернополь" для военно-морских сил Украины, в 2004-м начал строить бронекатеры проекта "Гюрза" для Госпогранслужбы, а с 2012-го – "Гюрза-М" для Минобороны. 

Есть и новые успехи. В 2015 году Кузница на Рыбальском выиграла тендер на производство 34 модулей для бронемашин и катеров на 161, 5 млн грн. Тогда же завод приступил к разработке двух новых машин: 10-тонной "Тритон" и 15-тонной "Арбалет". В 2017 году стал победителем тендера на модернизацию флагмана украинского флота — фрегата "Гетьман Сагайдачный". Из бюджета на его ремонт в прошлом году выделили 91 млн грн.

Основная продукция бывшей Ленкузни сегодня включает два типа кораблей, бронеавтомобили Тритон, гранатометы, рассказывает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.

"У них есть заказ десантно-штурмовых катеров "Кентавр", который, думаю, в следующем году будет увеличен. Возможности по проекту "Корвет" сегодня не реализуются, мощности не загружены. Ведется работа по бронеавтомобилям Тритон, но заказы там тоже небольшие, как и на гранатометы", — говорит эксперт.

Привлекательная земля

Для выполнения действующих контрактов задействована лишь малая часть возможностей предприятия, признает Згурец. Большая доля мощностей избыточна. Завод располагается на двух участках: на Рыбальском полуострове, где находится основное производство, и на улице Жилянской – в центре Киева. Оба привлекательны для застройки, отмечает президент консалтинговой компании UTG Вадим Непоседов.

В сентябре 2012 года Киевсовет продал заводу участок площадью 8,18 га на пересечении улиц Жилянская, 107 и Петлюры, 32 за 190 млн грн под строительство выставочно-торгово-развлекательного центра с паркингом. В середине февраля, по данным Государственного земельного кадастра, этот участок был оформлен на кипрскую фирму Ленд девелопмент плюс ЛТД.

Косвенные признаки говорят о том, что земельный участок на Жилянской остался в сфере влияния окружения президента. 

Ленд девелопмент плюс основана в конце 2013 года, ее уставный фонд – 217,8 млн грн. У компании два учредителя: основной – кипрская Прокторемо Инвестментс Лимитед; символическая доля в 20 грн оформлена на украинца Алексея Москаленко. Его полный тезка сейчас числится директором сразу двух компаний Петра Порошенко: Киевского завода экспериментальных конструкций и фирмы Киевгейт инвестмент (принадлежит Кузнице на рыбальском). 

Есть и еще один аргумент. Журналист Александр Дубинский в феврале публиковал внутренний документ австрийского Райффайзен Банка. Он выглядит как достоверный. И него следует, что среди конечных собственников кипрского учредителя Ленд девелопмент плюс был Сергей Зайцев.

Зайцев известен как заместитель генерального директора корпорации Roshen и однокашник президента. Оказалось, что он владеет компанией Intraco, которая засветилась в СМИ в связи с чартерными перелетами главы государства. "Предельно талантливый человек из простой семьи, он четыре года подряд поступал в КИМО. Я благодарен Богу, что он был рядом со мной все эти годы", – рассказывал Порошенко о Зайцеве в 2013-м в интервью Forbes. 

"У меня были, есть и, даст Бог, будут собственные бизнес интересы и проекты, под которые я создавал различные компании. С другой стороны, я очень давно знаком с Петром Алексеевичем: в начале девяностых у нас были некоторые совместные инициативы, много лет я отвечаю за внешнеэкономический блок на Roshen и являюсь миноритарным акционером предприятия", – рассказывал Зайцев агентству Интерфакс-Украина. 

"Корпорация не владеет информацией о личной деятельности и активах сотрудников компании, в том числе Сергея Зайцева", – сообщила пресс-секретарь Roshen Надежда Якубец.

Игорь Кононенко заверил LIGA.net, что участок в центре также перейдет к новому собственнику. "По условиям сделки, в нее входят все активы, включая участок на Жилянской", – сообщил Кононенко.

Строить или нет?

На обоих участках "кузницы" можно построить крупный жилой комплекс, многофункциональный центр или бизнес-парк. "В реализацию каждого из этих проектов необходимо вложить сотни миллионов долларов", — говорит Непоседов.

В случае застройки территории на Рыбальском, там можно создать полноценную набережную и большую зону для отдыха, считает вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Георгий Духовичный. "У Киева до сих пор нет полноценной набережной", — отмечает он.

Сколько стоит земля под объектом? При оценке обоих участков надо исходить из оценки $15 000-20 000 за сотку, говорит председатель Украинского общества оценщиков Алексей Амфитеатров.

Есть ли альтернативные площадки для строительства судов? "Работа по созданию малых катеров может быть перенесена на другие мощности в Николаеве.  Их хватит с избытком, чтобы обеспечить потребности Украины. Эти катера не являются технологически сложными изделиями", — говорит Згурец. 

Другого мнения придерживается президент ассоциации Укрсудпром Виктор Лисицкий. По его словам, переносить производство с в другое место не имеет смысла. "Оборудование весит несколько сотен тонн, на заводе установлен уникальный конвеер, разобрать и собрать который невозможно. В таком случае надо строить новое предприятие", — рассказывает он. 

Заказов для завода сейчас немного. Лисицкий говорит, что Кузница на Рыбальском может производить небольшие корабли для рыбаков и военных такого типа, как Гетьман Сагайдачный. Но для этого, по его словам, должна быть утверждена морская доктрина. "Я бы посоветовал Сергею Тигипко попробовать выйти на внешние рынки. За последние несколько лет к нам обращались потенциальные заказчики из Ирана, стран Персидского залива и Турции, которые интересовались возможностями украинских судостроительных заводов", — говорит он.