UC Rusal почти вдвое снизила экспорт алюминия из-за санкций

Share

В апреле этого года экспорт алюминия из России составил 172 000 т, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Это на 45,6% меньше, чем в марте: тогда экспорт составил 316 000 т. В денежном выражении экспорт в апреле сократился на 47,7% до $325,9 млн. ФТС в своей статистике учитывает экспорт как первичного алюминия, так и сплавов из него.

В России есть только один производитель алюминия – UC Rusal. Компания в прошлом году произвела 3,7 млн т алюминия, следует из ее презентации финансовых результатов за IV квартал прошлого года. 97% пришлось на Россию.

UC Rusal в 2017 г. продала 3,9 млн т металла, причем 82% продукции – в страны дальнего зарубежья.

Минфин США 6 апреля ввел санкции против Олега Дерипаски и восьми его компаний, включая UC Rusal. Американским резидентам запрещено вести бизнес с подсанкционными компаниями, а также владеть их ценными бумагами. На нерезидентов США запрет не распространяется, но они сами могут попасть под санкции за существенные сделки с такими компаниями.

Поэтому уже в апреле многие зарубежные компании одна за другой стали отказываться от сотрудничества с UC Rusal. О рисках невыполнения контрактов на поставки металла UC Rusal предупреждал швейцарский трейдер Glencore. Агентство Reuters сообщало со ссылкой на свои источники, что японские сырьевые трейдеры попросили UC Rusal прекратить отгрузку алюминия и другой продукции. Перестали торговать алюминием российской компании Лондонская биржа металлов и подразделение Нью-Норкской товарной биржи по металлам – Comex.

Насколько изменилось производство алюминия на предприятиях UC Rusal, неизвестно. Сама компания пока такой статистики не публиковала. Источники «Ведомостей» говорили в апреле, что в ситуации резкого сокращения зарубежного спроса UC Rusal решила пока не сокращать производство, а работать на склад. Представитель UC Rusal на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Изначально минфин США дал международным контрагентам UC Rusal два месяца на завершение сотрудничества с компанией, попавшей под санкции. Это привело к панике на рынке – цены на алюминий взлетели на 24% до трехлетних максимумов. 18 апреля 1 т алюминия стоила на Лондонской бирже металлов $2537.

Позже власти США объявили, что санкции могут быть сняты, если Дерипаска откажется от контроля в попавших в список компаниях, а также продлили для контрагентов сроки прекращения сотрудничества с UC Rusal и другими структурами бизнесмена, оказавшимися под санкциями, до 23 октября.

Падение экспортных поставок в апреле – логичная реакция рынка на санкции, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. Минфин США дал контрагентам два месяца для завершения работы с UC Rusal – за это время невозможно осуществить сделку с металлом, указывает он. Физическая поставка металла со складов Лондонской биржи металлов может длиться до года. «Входить в сделку без понимания, сможешь ты ее закрыть или нет и будет ли у тебя в итоге физический металл, – самоубийство для промышленных компаний», – говорит эксперт. По мнению Худалова, в мае стоит, напротив, ожидать роста экспортных поставок. «США продлили сроки прекращения сделок до 23 октября, рынок немного успокоился – за это время можно понять, как работать в новых условиях», – поясняет он. Первоочередная задача для трейдеров и для потребителей алюминия сейчас – запастись им, чтобы в конце октября цены на металл не взлетели и на рынке не возник его дефицит, подчеркивает Худалов.

По мнению партнера консалтинговой компании Urus Advisory Алексея Панина, достаточно уверенно можно утверждать только одно: в США UC Rusal прекратила поставки сразу же после введения санкций. Насчет остальных регионов можно только гадать. Во-первых, сроки были продлены до октября, что дало потребителям дополнительное время, чтобы наладить структуру поставок. Во-вторых, действие вторичных санкций не распространяется на сделки, заключенные до 6 апреля. Соответственно, ожидать одномоментного прекращения всего экспорта нельзя, подчеркивает Панин. В-третьих, вопрос потребления металла не может регулироваться только географическими и политическими факторами. «Конечно, рынок сейчас запуган рисками вторичных санкций. Но в первую очередь рынок алюминия зависит от того, насколько острая потребность в металле здесь и сейчас есть у его потребителей», – добавляет он.