«Сибуглемет» перестроят на продажу

Share

Как стало известно “Ъ”, находящаяся в управлении Evraz группа «Сибуглемет» приступает к реорганизации акционерной и долговой структуры. Долги «Сибуглемета» и ее владельцев перед ВЭБом и ВТБ, по данным “Ъ”, составляют около $3,5 млрд, сложная структура владения активами включает миноритариев — их доли могут быть выкуплены. В перспективе «Сибуглемет» может быть выставлен на продажу. Осенью пройдет конкурс на управление группой, но пока претендентов, кроме Evraz, нет.

ФАС сообщила, что одобрила ходатайство АО «Междуречье» о покупке более 86% акций АО «Шахта “Большевик”». Оба входят в группу «Сибуглемет», «Междуречье» — ее основной добывающий актив. Глава управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова уточнила “Ъ”, что служба получила и другие ходатайства по активам группы, но не раскрыла их содержания. По данным Kartoteka.ru и ЕГРЮЛ, «Междуречье» и еще одна компания группы, УК «Южная», в июне создали ООО «Группа “Сибуглемет”».

Эти шаги делаются в рамках реорганизации долговой и акционерной структуры «Сибуглемета», рассказали источники “Ъ”. В 2014 году «Сибуглемет» за счет кредита ВЭБа примерно на $2 млрд выкупили структуры российских акционеров Индустриального союза Донбасса (ИСД, 50% плюс две акции). По данным Forbes, которые подтверждали источники “Ъ”, речь идет о структурах ИК «Варданян, Бройтман и партнеры», которые держат акции ИСД и «Сибуглемета» в интересах ВЭБа (его представители в 2016 году входили в советы директоров компаний обеих групп). Осенью 2015 года управление «Сибуглеметом» перешло к Evraz Романа Абрамовича и партнеров, но там всегда подчеркивали, что не собираются приобретать актив.

Общий долг «Сибуглемета» и его акционеров, по данным собеседников “Ъ”, составляет около $3,5 млрд. По материалам «Междуречья», к нему от кипрской Arisaema Ltd в 2016 году перешли требования ВТБ по кредитам на $1,4 млрд и 17 млрд руб. Актуальных данных о юридической структуре владения «Сибуглеметом» нет. В 2015 году она включала пять кипрских компаний и пять компаний с BVI. Акционеры группы, ВЭБ и ВТБ рассматривали «расшивку» схемы с переводом владения в РФ. При этом требовался выкуп акций ряда активов «Сибуглемета» у миноритариев, среди которых были «Мечел» Игоря Зюзина и ИТЭК Александра Щукина (один из основателей «Сибуглемета», под домашним арестом с ноября 2016 года).

Сделки, по которым поданы ходатайства в ФАС, приведут к необходимости оферты миноритариям, отмечает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Последние уже не раз осложняли принятие решений для основных акционеров «Сибуглемета»: так, с 2016 года кипрская Anarsia Ltd, заявлявшая, что владеет 11,16% «Междуречья», оспаривала в судах сделки АО и требовала выкупа своих акций. Текущая ситуация вокруг спорного пакета неизвестна.

ВЭБ и акционеры «Сибуглемета» предлагали группу крупным российским угольщикам, среди которых, например, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК Искандара Махмудова и партнеров) и «Русский уголь» (входит в «Сафмар» Михаила Гуцериева и партнеров), рассказали источники “Ъ”, близкие к компаниям. Но тех предложение не заинтересовало. Evraz не собирается приобретать «Сибуглемет», но сохраняет интерес к управлению им, уточнил собеседник “Ъ”, близкий к компании.

Пять источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, говорят, что летом планировался конкурс на управление «Сибуглеметом», но он перенесен на октябрь-ноябрь, и пока претендентов, кроме Evraz, нет. При проведении нового конкурса на управление «Сибуглеметом» позиция ФАС в отношении интересантов будет определяться тем, возникает ли у управляющей компании и группы доминирующее положение на рынке, говорит Нелли Галимханова, добавляя, что в службе пока информацией о конкурсе не располагают. Представители Evraz, ВЭБа, ВТБ и «Варданян, Бройтман и партнеры» отказались от комментариев.

Добыча активов «Сибуглемета» в 2016 году составила свыше 11,6 млн тонн угля (около 90% — коксующийся уголь). Олег Петропавловский из БКС считает, что с долгами в $3,5 млрд «Сибуглемет» не заинтересует никого из участников рынка, но сохранение управления активом выгодно для Evraz: компания получает более сильную позицию в переговорах с покупателями угля.