Сбербанк гнет арматуру

Share

Независимые производители сортового проката не выдерживают конкуренции с крупными металлургами. Вслед за Ревякинским метзаводом, обанкротившимся в 2016 году, со схожими проблемами столкнулась невинномысская "Ставсталь". Сбербанк, получивший 51% актива за долги, ищет покупателей на него, параллельно инициировав банкротство завода. Но интереса к проблемному заводу, по данным "Ъ", в отрасли нет.

В начале апреля ФАС прекратила дело против "Мечела", "Северстали" и Evraz, подозревавшихся в завышении цен на арматуру, отметив, что на рынке они не занимают доминирующего положения. В "Северстали" указывали, что есть как минимум "десяток российских поставщиков", включая новых ("Электросталь Тюмени" УГМК, "Тэмпо", "Ставсталь"). Но, как выяснил "Ъ", один из них не выдержал конкуренции: 19 апреля Сбербанк подал в арбитражный суд Ставрополья на банкротство ООО "Ставсталь" (Невинномысск), следует из судебной картотеки.

"Ставсталь" может выпускать 350 тыс. тонн арматуры в год. Мощности на сторонней заготовке запущены в 2014 году, в сентябре 2016 года ввели электросталеплавильный цех на 500 тыс. тонн заготовки в год. Инвестиции Сбербанка составили 10 млрд руб., с 2015 года 51% "Ставстали" получили структуры "Сбербанк Капитала" (управляет проблемными активами банка), 49% осталось у основателя компании Гасана Гасанова. Как следует из данных суда, 16 февраля в отношении господина Гасанова введена процедура реструктуризации долгов.

По данным агентства "Металл Эксперт", в 2015 году "Ставсталь" выпустила всего 21 тыс. тонн арматуры, в 2016-м — 50 тыс. тонн. В середине апреля агентство NewsTracker со ссылкой на власти края сообщало о финансовых проблемах завода (в том числе из-за роста издержек). Министр промышленности региона Виталий Хоценко заявлял, что "обсуждается привлечение нового инвестора". В Сбербанке и краевом минпроме отказались от комментариев, телефоны "Ставстали" не отвечали, связаться с Гасаном Гасановым вчера не удалось.

Собеседники "Ъ" среди металлургов указывают, что рынок арматуры в РФ профицитен и небольшим заводам сложно. По данным "Металл Эксперта", арматуру в РФ выпускают 17 заводов (включая активы Evraz, "Мечела", ММК, НЛМК, "Северстали" и УГМК), в 2016 году производство составило 7,52 млн тонн, продажи в России — 6,3 млн тонн. По обоим показателям наблюдается спад на 11%, а импорт арматуры снизился на 31%, до 287 тыс. тонн. По данным "Металл Эксперта", простаивают также мощности "Сибирьстали", Волжского и Кулебакского ЭМЗ.

Сбербанк ищет покупателей на "Ставсталь", ее предлагали крупным игрокам, говорит собеседник "Ъ" в отрасли, полагающий, что заявление о банкротстве — защита от кредиторов. Крупные металлурги тему не комментируют, но трое источников "Ъ" в компаниях уверяют, что интереса к "Ставстали" нет: мини-заводы рассчитаны на региональные рынки, часто не могут похвастаться хорошей экономикой, их загрузка нестабильна. В 2016 году владелец НЛМК Владимир Лисин говорил, что компания готова была купить банкротившийся Ревякинский метзавод (450 тыс. тонн арматуры в год), если бы Сбербанк списал долги. Банк на это не пошел, и активы завода, как писал "Ъ", купили структуры РГМК, трейдера ИСД (считается, что контрольный пакет ИСД держится в интересах ВЭБа). Крупные металлурги в 2016 году просили Белый дом прекратить господдержку "избыточных мощностей", источники "Ъ" говорили, что речь идет о мини-миллах (см. "Ъ" от 26 февраля и 31 марта 2016 года). Отметим, что Evraz еще не определился с вводом мини-милла "Южный стан" в Ростовской области (450 тыс. тонн, построены здания, куплено оборудование), но структуры, близкие к ПМХ семьи Зубицких, планируют ввести осенью "Тулачермет-Сталь" на 1,7 млн тонн проката.

За январь–февраль продажи арматуры в РФ упали на 4%, до 845 тыс. тонн, потребление могло упасть и сильнее, если какие-то объемы закупались на склады, говорит Олег Петропавловский из БКС. НЛМК сообщал о падении своих продаж сортового проката в РФ в первом квартале на 24% из-за запасов у потребителей и трейдеров, о запасах говорил вчера и финдиректор "Северстали" Алексей Куличенко. "Крупные металлурги могут лавировать квартал-два, но у мелких игроков таких возможностей нет",— резюмирует господин Петропавловский.