Украинскому правительству нужно агрессивнее отстаивать интересы экспортных отраслей – топ-менеджер АМКР

Share

Украина в рамках экспортной стратегии собирается создать Совет по международной торговле при Кабинете министров. Это поможет лучше понимать и защищать украинских экспортеров в рамках деятельности Всемирной торговой организации.

В целом Украина делает ставку на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, гораздо правильнее экспортировать готовую мебель, а не лес-кругляк. Абсолютно точно, что экспорт готовой металлопродукции имеет приоритет по сравнению с экспортом металлолома. И таких примеров множество.

Но, наша страна является членом ВТО. И страны, которые заинтересованы в том, чтобы получать от нас не готовую продукцию, а дешевое сырье, часто используют ВТО как инструмент для лоббирования своих интересов.

За более чем 20 лет ВТО получила несколько сотен запросов на рассмотрение споров, которые возникают между странами-членами. Половина из этих споров была инициирована развивающими странами. Наиболее активные – США, ЕС, Канада, Мексика, Индия и Таиланд. Начиная с 2008 года Украина выступала в ВТО как истец пять раз, как ответчик – трижды.

Как видим, Украина крайне слабо использует свои возможности в рамках ВТО. Но мы можем отстоять фактически любую инициативу по защите своих интересов, от введения пошлин на экспорт лома, до, например, защиты внутренних производителей удобрений.

Почему Украине так важно использовать весь свой потенциал в ВТО, НВ Бизнес рассказывает Владимир Ткаченко, заместитель генерального директора АрселорМиттал Кривой Рог.

– Ощущают ли украинские производители нехватку лома черных металлов? И как это вообще влияет на производителей?

– Украинская металлургическая отрасль всегда испытывала дефицит обеспечения сырьевыми материалами, особенно металлоломом. Это всегда было проблемой. Потому что существуют внешние рынки. Ближайшая Турция, металлургическая отрасль которой построена на электродуговых печах. И она зависима именно от металлолома. Это для них преимущественно импортное сырье. Безусловно, такая ситуация влияет на внутреннюю ситуацию с обеспечением сырьевыми материалами Украины, которая, к сожалению, ухудшилась. Дефицит угля, оккупированные территории. И такой элемент, который очень важен для металлургической отрасли, как известняк. Мы его завозили все время из Крыма.

Сейчас такой возможности нет. Кое-что находим в Украине, другие вещи импортируем. Понятно, что это влияет на себестоимость, это влияет на нашу конкурентоспособность за пределами Украины. Почти 90% нашего производства – это экспорт. Украинский рынок, к сожалению, не растет. И поэтому мы вынуждены продолжать работать на экспорт. Для страны это хорошо, мы зарабатываем валюту. И мы убеждены, что Украина должна поддерживать собственных производителей.

Другие же страны находят возможности для того, чтобы удержать свой лом. Я знаю, как это происходило в Южной Африке. Они тоже готовят внутренние акты, которые делают почти невозможным экспорт этого продукта. Мы не против экспорта. Мы понимаем, что Украина является членом ВТО, и мы должны следовать определенным правилам. Мы также помним, как в свое время делали наши соседи. Например, Россия, когда они решили ограничить экспорт металлолома из страны, как они приняли решение, что он может осуществляться только из одного российского порта. Понятно, что экспорт там был ноль. Таким образом они усилили возможности собственных металлургов, которые и без того являются достаточно сильными.

– В конце года ожидается снятие всех ограничений с точки зрения экспорта металлолома. К чему это приведет?

– Это просто еще ухудшит нашу ситуацию, ухудшит рентабельность украинских металлургов, а с ней конкурентоспособность на экспортных рынках. Это уменьшит поступление валюты в казну нашего государства. Поэтому это такое волевое решение. Мы же видим что происходит в мире, видим что происходит в США. Уже не все их политики являются апологетами свободной торговли. Мы за свободную торговлю. Если посмотрите на таможенные тарифы по импорту металлопродукции в Украину, вы везде увидите одни нули. Когда мы присоединялись к ВТО, Украина согласилась, что импорт должен происходить и мы можем дать возможность импортировать нашим конкурентам по нулевому тарифу. Но тогда были другие времена.

Мы не боялись никакой конкуренции и считалось, что нам главное – это обеспечить свободный доступ на другие рынки. Сейчас ситуация гораздо сложнее. Мы ощущаем давление на внутреннем рынке. Самая большая сейчас проблема – это обеспечение сырьевыми материалами. Слава Богу, пока что металлолом мы не импортируем. Но это благодаря поддержке правительства, что они смогли построить временный барьер, чтобы удержать цену и металлолом каким-то образом в Украине. Я думаю, еще на год это надо продолжить. А потом ситуация покажет.

– Должна ли Украина защищать свои интересы в ВТО с точки зрения экспорта черных металлов?

– Несомненно. Особенно, когда есть для этого основания. Начинаются разного рода расследования в других странах. Пытаются повысить пошлины. И такие важные для нашего экспорта страны, как Египет, они начали расследование против украинской арматуры. И так как мы почти потеряли российский рынок, то другие рынки для нас еще важнее. Особенно рынок Северной Африки, Ближнего Востока, стран Персидского залива. Потому что наш экспорт очень сегментирован. И каждая тонна экспорта является чрезвычайно важной. Украинский рынок на сегодняшний день почти не защищен от импорта.

Другие страны ищут различные возможности в рамках ВТО. Принимая какие-то сомнительные решения, они защищают так, как они считают нужным. Поэтому я считаю, что украинское правительство и украинские представители должны агрессивнее отстаивать интересы экспортных отраслей. Но как правило, расследование в ВТО – это длинный путь. А бизнес очень быстрый и требует моментальных решений. У нас нет возможности и мы не хотим уменьшать наше производство.

В прошлом году мы выросли и мы бы хотели удержать эти позиции. Это важно для нас, это важно для украинской металлургии и для нашей страны – производить больше, продавать больше.

– А с точки зрения экспортных ограничений с Украины, мы можем как-то влиять на уровне ВТО?

– ВТО для того и создавалось, чтобы было меньше экспортных пошлин. Но иногда страны ограничивают экспорт каких-то сырьевых материалов, которые важны для них. И при вступлении в ВТО было согласовано, что Украина в течение 10-15 лет будет иметь экспортную пошлину на металлолом. Это была такая защита украинской металлургической отрасли. Но в то же время, в 90-е годы, когда еще велись первые переговоры по этим вопросам, такой ситуации не было. Был еще запас прочности у украинских предприятиях, которого сейчас нет. Помните двухлетнюю ситуацию, когда Украина приняла решение обложить весь импорт 5% пошлиной? Это было временно. И мир с этим не согласился, но никаких исков против Украины не было.

Потому что понимали, что ситуация в Украине чрезвычайно сложная. Исходим из того, что ситуация в металлургии в силу многих факторов является сложной. Металлолом, по сути, это едва ли не единственный сырьевой компонент, которым мы обеспечиваем себя за счет отечественных ресурсов. Все остальное в значительной степени мы вынуждены импортировать.

– Как вообще возможно защититься компаниям в рамках ВТО?

– Это такая организация, где встречаются и сотрудничают или конкурируют представители разных правительств. Там нет представителей компаний. Это круглый стол, на котором находятся представители с надписями Украина, Великобритания, или США. Мы можем просить правительство по какому вопросу нас поддержать. И все.

– С точки зрения ограничений на рынке черных металлов, лома, как вообще можно в рамках ВТО это сделать?

– Правительство принимает решение. Это наше внутреннее решение, это не решение ВТО. Верховная Рада принимает решение продлить действие экспортной пошлины и все. В ВТО никаких исков или дел по этому поводу Украина вносить не будет. Если другие страны захотят предпринять какие-то действия в ВТО против Украины, то тогда уже будет другая ситуация. Тогда будем думать, как защищать решение, которое было принято. Согласно той ситуации, которая возникнет после каких-либо юридических действий других стран. А так это площадка не для бизнеса.