Куда катятся российские банки

Share

Национальный банк не позволяет дочерним структурам российских банков наращивать кредитные портфели, уровень проблемной задолженности растет и, если бы не поддержка материнских структур, финучреждения уже могли бы признать неплатежеспособными.

Группа российских банков вошла в число самых убыточных учреждений украинской банковской системы. К таким выводам можно прийти, если проанализировать годовую финансовую отчетность, опубликованную на сайте Национального банка Украины.

Совокупный убыток шести наиболее проблемных финучреждений с российским корнями составил по результатам 2016 года 29,6 млрд грн.

Крупнейший по размеру активов российский Сбербанк зафиксировал результат в размере -2,8 млрд грн. Еще одна дочерняя структура государственного российского Сбербанка Россия – ВиЭс Банк – показал небольшую прибыль в 63,6 млн грн.

Дочерние структуры группы ВТБ Банка – ВТБ и Банк Москвы – закончили год с показателями в -6,3 млрд грн. и -1,8 млрд грн. соответственно.

Проминвестбанк, который принадлежит государственной российской группе Внешэкономбанк, получил убыток в размере 4,2 млрд грн. А коммерческий Банк Форвард (в прошлом – Русский стандарт) показал прибыль в размере 6,2 млн грн.

Причина таких неутешительных результатов заключается в необходимости отправлять свободные ресурсы на покрытие негативно классифицированных активов. Совокупно восемь учреждений направили в резервы 33,5 млрд грн.

По словам председателя правления ВТБ банка Константина Вайсмана, банк работает с проблемным портфелем, и постепенно взыскивает задолженность с клиентов, частично продает долг другим игрокам, частично реструктурирует.

Однако работать с проблемным портфелем в условиях недоверия украинцев к банковской системе и, в том числе к российским банкам, задача не из легких. На сегодня в ВТБ банке один из самых худших кредитных портфелей. Негативно классифицированные активы – ссуды с высоким уровнем невозврата и безнадежная задолженность – как свидетельствуют данные НБУ, уже достигли 90%. У сестринской структуры ВТБ – БМ банка – этот показатель на уровне 79%.

Ожидать, что финансовые показатели банков с российским государственным капиталом изменятся в лучшую сторону в ближайшей перспективе не стоит, уверены эксперты.

«Хороших результатов, наверное, не будет. Им бы просто как-то выйти с наименьшими убытками, потому что и развивать бизнес, естественно, они не смогут», – говорит старший аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова.

Особенно призрачными успехи государственных российских банков выглядят после заявления заместителя председателя НБУ Екатерины Рожковой, что у пятерки российских банков есть два возможных пути: либо найти нового владельца, либо сокращать объемы присутствия в Украине. «Банки работают в режиме ограничений по активным и пассивным операциям [не могут наращивать кредитные и депозитные портфели], в них работают кураторы», – сообщила она.

По словам Вайсмана, банк не страдает от ограничений регулятора, потому что и так нет планов по расширению кредитного или депозитного портфелей, поскольку глобальная стратегия развития банка не предусматривает увеличения объемов бизнеса в Украине.

«По поводу наших планов в Украине стратегия у нас простая – работать с проблемными активами и осуществлять нашу деятельность максимально эффективно. Мы оптимизируем все направления наших расходов, в том числе сеть, а также фокусируемся на развитии каналов дистанционного обслуживания наших клиентов», – говорит глава ВТБ банка.

Докапитализированы на промежуточном этапе и госросбанки. В прошлом году РФ, по подсчетам Туюковой, направила $1,4 млрд в свои учреждения. Однако докапитализация, по ее словам, произошла преимущественно за счет конвертации ранее привлеченных займов в материнских структурах.

«Ситуация там такая, что без материнской помощи они бы давно были в Фонде гарантирования, но благодаря докапитализации мы смогли избежать нагрузки на государственный бюджет. Это позитив для Украины», – говорит аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив.

Но в дальнейшем, учитывая санкции, вливать капитал в свои банки Россия не сможет, а значит, российские банки в Украине не смогут наращивать активы. Поэтому в ближайшее время, по словам Демкива, эти банки будут еще быстрее сжимать свои балансы, чтобы соответствовать нормативам, ибо продаться для них довольно проблематично.

Самое сложное будет найти покупателя на Сбербанк – он слишком большой, а в той экономической ситуации, в которой находится Украина, найти инвестора, который бы имел такие глобальные планы, достаточно сложно. То же самое касается ВТБ и Проминвестбанка, особенно учитывая уровень проблемной задолженности, которые имеют все эти учреждения.

«Банки с разными, и мелкими и крупными, заемщиками судятся, пытаются взыскать деньги. Для потенциального покупателя этих банков это все равно что купить билет на войну, точнее на несколько», – уверен Демкив. Продать малые банки – ВиЭс и БМ – будет проще.

По данным НВ Бизнес, дочерние структуры российских групп ВТБ и ВЭБ выставлены на продажу. В Сбербанке России действует более жесткая политика конфиденциальности.