Как Кацубы вернулись в газовый бизнес

Share

В среде газовиков династия Кацуб, во главе с членом депутатской группы «Возрождение» Владимиром Кацубой, получила широкую известность в президентскую декаду Виктора Януковича, когда его сыновья Александр и Сергей заняли высокие должности в НАК «Нафтогаз Украины» и «Черноморнафтогазе». Формально именно они от имени госкомпаний участвовали покупке двух морских буровых вышек вдвое дороже их реальной стоимости – за $800 млн.

Правда, в этом эпизоде Кацубы были не ведущими, а ведомыми, играя роль исполнителей воли тогдашнего СЕО «Нафтогаза» Евгения Бакулина и его старшего товарища Юрия Бойко, который на тот момент возглавлял Министерство энергетики. В контексте этой иерархии претензии Генпрокуратуры к Кацубам как главным фигурантам схемы с покупкой «вышек Бойко» выглядит даже несправедливым.

Но команда Юрия Луценко знает, что делает: летом 2016-го его подчиненные арестовали Александра Кацубу, через несколько месяцев после этого сообщили о том, что тот дал показания на Бакулина, а пару недель назад с последнего сняли депутатскую неприкосновенность с целью его ареста.

Цель этой кампании – создать у внешних наблюдателей ощущение восторжествовавшего возмездия. Реальность заключается в двух простых пунктах. Первый: Бакулин уже несколько лет живет в России – на своей малой родине, и не собирался возвращаться в Украину даже при сохранении депутатской неприкосновенности. Второй: сосредоточив внимание на Бакулине, ГПУ отвела удар от автора схемы закупок вышек – Юрия Бойко.

За эту снисходительность Юрий Анатольевич может рассчитаться, например, синхронным голосованием с БПП и НФ в парламенте возглавляемого им «Оппозиционного блока». В общем, политическая целесообразность в очередной раз победила закон.

Но потери не только правовые. Договоренность власти с Бойко реанимировала его команду, часть из которой уже начала «поднимать голову». В этом смысле Кацубы идет впереди других. По данным источников UAprom, в конце прошлого года в орбиту их влияния вошло ЧАО «Пласт». Она была выкуплена у структур беглого Александра Онищенко – бизнесмена, с которым через ряд компании «Карпатнадраинвест» и «Цефей» Кацубы зарабатывали на продаже газа государственной «Укргаздобычи».

Силами главы «Укргаздобычи» Олега Прохоренко этот бизнес был свернут. Но «Пласт» может стать достойной тому заменой. Так, если на момент перехода этой компании под контроль Кацуб у нее не было ни одной рабочей газодобывающей площадки, то на днях появилось сразу две. Это стало возможным благодаря тому, что Государственная служба геологии и недр своим приказом №99 от 20 марта восстановила для ЧАО действие специальных разрешений на пользование недрами Вакуловского и Восточно-Петренковского месторождений (оба – Полтавская обл.).

Эти лицензии формально были приостановлены на основании нарушения программ их разработки, но рынок то понимает, что реальной причиной для этого была тогдашняя связь «Пласта» с Онищенко. Сейчас, когда у этой компании появились новые договороспособные хозяева, она может смело рассчитывать на восстановление работы в прежних масштабах. Если рассуждать категориями количества спецразрешений, то кроме прав на Вакуловский и Восточно-Петренковский участки, ЧАО предстоит вернуть права на Кавердинское газовое месторождение и Петренковскую площадь.