Кому «Нафтогаз» загонит российский газ

Share

Сегодня будет поставлена точка в многолетнем конфликте «Нафтогаза» и «Газпрома» – Стокгомский арбитраж вынесет свое окончательное решение 28 февраля. Каким бы оно ни было, уже точно понятно, что украинская компания возобновит прямые закупки российского газа. Если не брать в расчет политику, у этого процесса есть очевидный плюс: «газпромовский» ресурс дешевле европейского. Это может сэкономить НАКу приличные деньги, но у команды Андрея Коболева планы веселее: использовать дешевый газ для снижения цен на топливо для промышленности, которое позволит отвоевать приличный кусок этого рынка у трейдеров-коммерсантов.

На 28 февраля запланировано вынесение Стокгольмским арбитражем решения по разбирательству, в котором «Нафтогаз» и «Газпром» спорят за условия контракта на транзит газа, подписанного ими еще в 2009 году. Суммарные требования НАКа по этому эпизоду противостояния составляют около $16 млрд. «Газпром» взаимных исков по контракту не подавал, поэтому даже если решение шведского суда будет не в нашу сторону, НАК не сможет погасить «транзитный» долг перед «Газпромом» взаимозачетом, и будет вынужден рассчитываться живыми деньгами.

Это будет неприятно, но никакой трагедии: команда Коболева и так сделала невозможное, получив в прошлом году от Арбитражного института торговой палаты Стокгольма сразу два положительных решения. Главное касалось десятикратного снижения объемов правила «бери или плати», руководствуясь невыполнением которого с нашей стороны, «Газпром» настаивал на взыскании с «Нафтогаза» $56 млрд.

Так, если в исходном контракте за украинской компанией прописывалось обязательство покупать у российского контрагента минимум 52 млрд. куб м газа в год (с возможностью снижения этого объема на 20% – до 41,6 млрд. кубов), то теперь эта цифра составляет 5 млрд. куб м, с возможностью снижения этого объема на те же 20% – до 4 млрд.

Утвержденный судом объем небольшой на фоне имевшегося, но в сегодняшних реалиях даже эта цифра значительна: 5 млрд куб м российского газа, на которые Стокгольмский суд «подписал» «Нафтогаз», составляют половину от среднегодовых закупок газа НАКом за рубежом. Для политических псевдопатриотов возврат Украины к прямым закупкам газа у России – идеальное поле для спекуляций.

Но если брать в расчет экономику, то в возобновлении отношения с «Газпромом» однозначно есть смысл. Во-первых, потому что Украина и так «сидит» на российском газе (этот ресурс прокачивается в Словакию, после чего продается нам как «европейский»). Во-вторых, потому что прямые закупки у «Газпрома» в сегодняшних условиях будут дешевле потому что будут вестись на условиях NCG0, тогда как контрактование в Европе тарифицируется по принципу NCG+.

Про абсолютные цифры говорить еще рано, но уже понятно, как будет использоваться эта разница. По данным UAprom, экономию на прямых закупках газа у «Газпрома» «Нафтогаз» планирует использовать для снижения цен на ресурс для промышленности.

За счет демпинга у Андрея Коболева рассчитывают нарастить объемы продаж газа промышленникам, которые являются самой привлекательной категорией потребителей в стране. С точки зрения исторической справедливости тут все по-честному: НАК десятилетиями был гегемоном на этом рынке, и растерял свои позиции только в последние годы (например, в 2016-2017 гг. объемы продаж ресурса промышленникам составляли скромные 1 млрд. кубов). Другой вопрос, как на эти планы отреагируют трейдеры-конкуренты, среди которых только начали появляться компании с международными именами. В их глазах планы «Нафтогаза Украины» выглядят ничто иное как посягательство на личное место под газовым солнцем.