Коломойский забурился: «Укрнафта» возвращается к старым горизонтам добычи

Share

Основной добытчик нефти в стране – ПАО «Укрнафта» – расправляет крылья. На днях предприятие восстановило права разработки группы стратегических месторождений. Эта победа – пионерская. Впереди у команды Игоря Коломойского борьба за десятки площадей. Эти раунды уже заочно выиграны «Приватом», под сырьевой бизнес которого правительство уже начало формировать нормативные исключения.

В неспокойном отечественном энергорынке «Укрнафта» – островок стабильности: больше 10 лет подряд компания снижает добычу нефти и газа. Так долго удерживать марку ей удается благодаря своему бессменному оператору Игорю Коломойского. Но даже основателю «Привата» иногда хочется перемен.

Возможно, поэтому недавно «Укрнафта» начала брать новую высоту – активно наращивать свою кредиторку. Задача выполняется качественно. Только за прошлый год компания увеличила свой долг перед госбюджетом на 40%, до 24 млрд. грн., половина из которых – обязательства перед налоговой.

Смысловая нагрузка этой стратегии лежит на поверхности: «Укрнафта» решила не платить до тех пор пока государство не согласится оплатить ей по рыночному тарифу 10 млрд. куб. м газа, добытого в прежние годы. Добровольно никто из чиновников никогда не согласиться пойти на это. Потому что на период непосредственной добычи этого энергоресурса в стране действовала законодательная база, обязывающая предприятия с госдолей 50%+1 голос и выше (к которым относится «Укрнафта») продавать газ по регулируемой цене.

В общем, таким образом у Игоря Коломойского заложили фундамент для проведения своеобразного бартера «налоговые долги в обмен на газовые». Но схема не только не заработала, а даже стала служить против своего автора. Это стало понятно после того как «Укрнафта» начала терять одно за другим специальные разрешения на пользование недрами. В марте компания прекратила добычу на Заводивском и Южно-Панасивском месторождениях. А в июне – на Анастасивском, Артюховском, Рыбальском и Коржевском.

Все эти эпизоды объединены одним. У них истек срок спецразрешений, продлевать который Государственная служба геологии и недр отказалась из-за нарушения «Укрнафтой» соответствующего порядка, утвержденного постановлением Кабмина №615 от 30 мая 2011 года, предусматривающего отказ при наличии у лицензиата налогового долга.

Если б события продолжили развиваться в заданном ключе, «Укрнафту» ждал феерический финал: кроме вышеперечисленных в этом году у компании истекал срок действия еще трех спецразрешений, а в 2018-м – сразу 28-ми. В общем, буквально за год у компании были хорошие шансы потерять треть своих месторождений, а вместе с ними и примерно адекватный объем добычи.

Но это Украина. 7 июля Окружной административный суд Киева признал противоправными действия Госгеослужбы, отказавшей в продлении срока действия Анастасивском, Артюхивском, Качаливском, Липоводолинском, Рыбальском и Южно-Панасивском месторождениях.

Этим же решением суд обязал Госгеослужбу выдать новые лицензии на эксплуатацию перечисленных площадей сроком на 20 лет – до 2037 года. У кого-то это определение обострит тоску за проведением судебной реформы. Но это тот редкий случай, когда коррупция ни при чем: фундаментом для пролонгации спецразрешений стало решение Кабмина, принятое 3 июля.

Этим документом были внесены изменения в вышеупомянутое постановление №615, которыми была санкционирована пролонгация специальных разрешений на пользование недрами для компаний, имеющих задолженность по оплате рентных платежей. В том, что целевая аудитория этих изменений – «Укрнафта», никто особо не сомневается. Но кто может упрекнуть премьер-министра в работе на «Приват»? Предприятие-то на 51% принадлежит государству.