Угольная революция имени ДТЭК

Share

Эра рукотворного дефицита энергетического угля в Украине подходит к концу. Решать эту проблему взялся крупнейший игрок рынка – группа «ДТЭК», задумавшая перевести свои мощности с недостающего антрацита на газовый уголь. Этот план обойдется энергохолдингу в несколько миллиардов гривен, но вернутся ли эти деньги – большой вопрос.

«У нас начинается проект по переводу двух блоков по 150 МВт на Приднепровской ТЭС. Это уже готовый проект, и к отопительному сезону мы переведем два этих блока. К следующему отопительному сезону мы переведем всю Приднепровскую станцию на марку «Г». Криворожская ТЭС – второй приоритет, и мы переведем ее в режиме 50 на 50. Теперь все это нужно обсчитать и понять сроки, в течение которых это можно сделать. Пока мы держим в голове срок 2-2,5 года», – заявил недавно прессе глава «ДТЭК» Максим Тимченко.

Если воспринимать эту новость линейно, она означает решение одной из самых важных проблем украинской энергетики – дефицита антрацита, который страна начала испытывать после захвата Россией части территории Донбасса. На самом деле, озвученная М.Тимченко стратегия влечет за собой намного больше выводов. Самых важных среди них можно выделить два.

Первый: согласившись на перевод своей генерации с «А» на «Г», «ДТЭК» фактически впервые признал нулевыми свои шансы на возврат контроля над антрацитодобывающими шахтами из зоны АТО. Ведь в противном случае энергохолдинг не согласился бы инвестировать миллиарды гривень в переоборудование энергоблоков своих ТЭС, и прирост добычи угля марки «Г».

«Мы сложили баланс, посчитали, и пришли к выводу, что при переходе на газовый уголь, нам будет достаточно объемов его добычи на «Павлоградугле» и «Добропольеугле», но, естественно, при условии увеличения ими объемов добычи. «Павлоград» мы будем держать на уровне 19-19,5 млн. т. Ключевая ставка идет на прирост добычи на шахтах «Добропольеугля» – в прошлом году объем добычи был у нас около 2,8 млн. т, в этом году добудут 3,6-3,7 млн. т. А целевой уровень — 5 млн. т. Цена вопроса только по «Доброполью» в этом году – больше 1 млрд. грн.», – заявил М.Тимченко.

Второй: инвестируя в переход на потребление газового угля, «ДТЭК» явно рассчитывает на окупаемость вложенного. В нынешних условиях работы рынка это оправданно: тариф тепловой генерации сейчас сформирован с учетом цены на уголь по импортному паритету (порядка 2800 грн./т), в то время как максимальная себестоимость ресурса внутреннего производства – 1800 грн./т. Разница между двумя этими цифрами, судя по всему, и стала главным стимулом для принятия решения об отказе от угля антрацитовых марок. Вопрос только в том, доживет ли этот «разбег» до момента, когда «ДТЭК» соскочит с антрацитовой иглы импорта.

Этот вопрос возникает даже не из-за бесконечных изменений политических правил игры в Украине. А потому что угольная революция началась как раз в период законодательного переустройства работы энергорынка. Речь идет о принятии Законы «О рынке электроэнергии», который подразумевает переход от модели единого покупателя электроэнергии (посредником ГП «Энергорынок») к так называемому свободному рынку, когда потребитель энергии сможет сам выбирать ее производителя.

Эти правила предполагают биржевую торговлю электроэнергией, и в таких условиях утвержденные регулятором тарифы уже не будут иметь никакого значения – главным критерием оценки станет ценовая конкурентоспособность предложенного киловатт-часа. Но для «ДТЭК» главной угрозой будет не столько переход на эту модель, сколько период до этого самого перехода: на то чтобы Закон «О рынке электроэнергии» заработал, уйдет от полутора до двух лет, а за это время сегодняшняя система ценообразования угля в Украине может претерпеть самые неожиданные изменения, тем самым ставя большой знак вопроса над экономической целесообразностью затеянной донецкой группой стратегией.