Риски авдеевского кризиса: близкие и отдаленные

Share

Самостоятельное производство и генерация электроэнергии и тепла, основанное на использовании на ТЭЦ произведенного на Авдеевском КХЗ очищенного коксового газа, объема которого в обычных обстоятельствах хватало как для производственных нужд завода, так и для нужд города, в сложившейся ситуации не позволяло обеспечить полноценное производство. Ограниченность энергоресурсов обусловила «жаркую» консервацию производственных мощностей предприятий, что позволило направить высвободившиеся тепловые ресурсы на обеспечение рабочего режима городских котельных и обеспечить теплоснабжение города. Однако неблагоприятные погодные условия и продолжающиеся обстрелы ставили под угрозу существование самого завода: внеплановая остановка производственного процесса могла обернуться разрушением дорогостоящего оборудования. Весь период обстрелов предприятие балансировало между необходимостью сохранить производственные мощности завода и потребностью обеспечить жителей г. Авдеевки теплом, и в случае полной остановки Авдеевского КХЗ под угрозой оказалась бы и вся коммунальная инфраструктура города. Такая ситуация угрожала городу гуманитарной катастрофой и привлекала общественное внимание прежде всего к проблеме гуманитарных последствий остановки Авдеевского коксохимзавода.

Не менее обсуждаемой оказалась возможность экологической катастрофы, связанной с вероятным попаданием в результате обстрелов неконтролируемых стоков и продуктов горения химических веществ, произведенных на коксохимических предприятиях, в грунт, воду и атмосферу. Определенный общественный интерес был проявлен к проблемам возможного экологического бедствия вследствие полной остановки АКХЗ и нарушения непрерывности технологических процессов на предприятии, из-за отсутствия энергоснабжения или нехватки электроэнергии для обеспечения технологического процесса, что могло привести к выбросу токсичного коксового газа, а также сбросам неочищенных промышленных вод.

В то же время, практически без внимания оказались социально-экономические последствия прекращения или сокращения объемов производственной деятельности АКХЗЭ, которые пока кажутся более отдаленными во времени, но на деле – не менее важными.

ПАО «Авдеевский коксохимический завод» является одним из крупнейших в Европе и крупнейшим в Украине производителем коксохимической продукции, которая используется как готовой, так и как сырье для других, смежных с коксохимической промышленностью, отраслей. Как сам Авдеевский КХЗ, так и предприятия – потребители его продукции являются крупнейшими экспортерами, обеспечивающими значительные поступления валютной выручки.

Авдеевский КХЗ производит 30 видов коксовой и химической продукции. Среди отечественных ее потребителей – предприятия, занимающиеся глубокой переработкой продукции коксохимического производства и производством конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее значимыми среди них являются Дзержинский завод ферросплавов ООО НПО «Инкор и К», ОАО «Кременчугский завод технического углерода», ОАО «Никопольский завод ферросплавов», ОАО «Запорожский завод ферросплавов».

Однако основной продукцией Авдевского КХЗ является доменный кокс. Даже несмотря на значительное снижение объемов его производства в период после 2014 г., по итогам 2016 г. Авдеевский коксохим оставался крупнейшим производителем, на долю которого приходилось 22 % украинского рынка валового кокса. В круг его потребителей входят крупнейшие металлургические предприятия Украины. Из предприятий, расположенных на подконтрольной Украине территории – это ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича», ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь» и ЧАО «Запорожсталь». Перебои в работе Авдеевского КХЗ негативно отразятся, прежде всего, на работе наибольшего производителя металлопродуции -ОАО «ММК им. Ильича». Потребности в коксе запорожского меткомбината в настоящий момент перекрываются поставками с ЧАО «Запорожкокс» и ОАО «Днепродзержинский КХЗ», а у «Азовстали» есть собственное коксохимическое производство в составе трех коксовых батарей, что обеспечивает определенный страховочный буфер для металлургической отрасли.

Полная остановка Авдеевского КХЗ грозит для металлургической промышленности Украины потерей значительной части объемов промышленного производства, поскольку по объемам производства кокса Авдеевскому КХЗ на территории, подконтрольной украинской власти, альтернативы нет.

Так, в силу малой производственной мощности и недостаточного уровня модернизации, его не в состоянии заменить Днепродзержинский и Баглейский коксохимические заводы, которые могли бы выступать для предприятий – потребителей кокса Авдеевского КХЗ лишь в качестве страховки при определенном снижении загрузки его производственных мощностей.

На коксохимическом заводе, входящем в состав Криворожского металлургического комбината (ЧАО «АрселорМиттал Кривой Рог» ), из 10 коксовых батарей две находятся в состоянии «жаркой» консервации, 4 – в работе с загрузкой производственных мощностей чуть более чем на 50 %. Однако реализация на Арселоре с 2015 г. программы импортозамещения способствует росту загрузки собственных производственных мощностей коксового производства для удовлетворения, прежде всего, собственных нужд металлургического производства.

Таким образом, в случае полной остановки Авдеевского КХЗ и, как следствие, роста дефицита кокса, крупнейшие отечественные металлургические предприятия будут вынуждено переводить часть своих доменных печей на «тихий ход» до применения в производстве альтернативных поставок сырья, что в целом может оказать отрицательное влияние на экономические показатели металлургической отрасли как Донецкой области, так и Украины в целом.

Учитывая, что доля Донецкой области за 10 мес. 2016 г. составляет около 10 % от всего украинского товарного экспорта, а валютные поступления Донецкой области от экспортных поставок черных металлов за этот же период 2016 г. составляют более 75 % валютных поступлений от экспорта всех товаров, экспортируемых областью, отрицательный эффект проблем Авдеевского КХЗ на экономическую ситуацию в Украине может оказаться значительным. В свою очередь, сокращение объемов экспорта увеличит давление на гривню, ослабляя и без того неустойчивую курсовую стабильность.

В условиях нехватки в Украине производственных мощностей по производству кокса для закрытия дефицита под производственные программы металлургических предприятий Донецкой области следует ожидать роста его импорта, большая часть которого, со значительной долей вероятности, будет осуществляться из России. В условиях ведения гибридной войны это усиливает экономические позиции противника и ослабляет отечественные.

Одновременно снижение загрузки производственных мощностей крупнейших металлургических предприятий Украины автоматически ведет к падению конкурентоспособности металлопродукции на внешнем рынке по ценовому фактору за счет роста себестоимости.

Кроме этого, учитывая технологические особенности производственного процесса в коксохимической и металлургической промышленности, остановка и запуск производственных процессов в этих отраслях требуют дополнительных финансовых, временных и квалификационных затрат. Они учитывают инерционность производственных процессов и рост рисков их аварийности, возрастание вероятности капитальных ремонтов и замены оборудования, увеличение потребности в газе (при консервации), дополнительных объемах кокса и рост некондиционного продукта (при выведении из консервации), риски потери квалифицированного персонала. Все это, в свою очередь, ведет к увеличению совокупных расходов при выведении производственных мощностей из консервации и повышению потребности в инвестициях, направленных, в случае необходимости, на их восстановление.

Учитывая градообразующий характер предприятий коксохимического и металлургического комплексов, длительная остановка Авдеевского КХЗ грозит как потерей рабочих мест на самом коксохиме, так и сокращением рабочих мест на смежных металлургических и химических производствах, а также совокупными отрицательными социально-экономическими последствиями в старопромышленных районах, технологически завязанных на производственные, логистические и сбытовые процессы в горно-металлургическом комплексе. Это, в конечном итоге, приведет к снижению качества человеческого капитала – основного фактора конкурентоспособности региональной экономики.

Системный характер рисков, вытекающий из кризиса вокруг Авдеевки, лишний раз подтверждает многоуровневость «гибридной войны», ведущейся против Украины. А также подчеркивает важность «эшелонированной обороны» в этой войне, учитывающей все уровни вероятных рисков.