В обход России: почему «Укрзализныця» рвется в паромный бизнес

Share

На фоне российской агрессии в Донбассе и оккупации Крыма накал в торгово-экономических отношениях между Украиной и РФ идет по восходящей. И это при том, что Россия остается одним из крупнейших покупателем украинских товаров, правда, сократив их импорт в январе-августе почти на треть, до $1,884 млрд. Но это вовсе не мешает Кремлю «вставлять палки в колеса» отечественным перевозчикам-транзитерам.

Напомним, российское эмбарго для украинских товаров действует с 1 января 2016 года. Кроме того, президентским указом с начала января международные транзитные автомобильные и ж/д грузоперевозки из Украины в Казахстан через Россию осуществляются только из Беларуси с применением пломб на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и при наличии у водителей учетных талонов. Также были ужесточены нормы о транзитных ограничениях: теперь они распространяются и на транзит в Кыргызстан, а также вводится полный запрет транзита товаров «под эмбарго».

Два пути

Впрочем, де-юре назвать блокадой запрет РФ транзита через свою территорию украинских товаров нельзя. Дело в том, что «старший брат» установил необходимость отправления грузов по установленному маршруту через Беларусь. «Как показали результаты внешней торговли, за первое полугодие спрос на украинские товары в Казахстане обвалился в 2 раза. Именно в тот период действовали ограничения РФ на транзит, введенные в ответ на блокирование российских фур на территории Украины», – утверждает экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.

По его словам, ограничительные меры, введенные России, дали существенный эффект. В результате украинские производители недосчитались более $200 млн. дохода от поставок продукции в Казахстан, а ниши украинских товаров там оперативно заняли аналоги из третьих стран. Согласно данным Госстата, за 8 мес. 2016 года экспорт украинских товаров в Казахстан упал на 48%, в Кыргызстан – на 54%, в Таджикистан – на 26,5%, в Туркменистан – на 34,5% и в Узбекистан – на 24%.

Пока что отгрузка украинских товаров в Среднюю Азию через Грузию все еще почти в 1,5-2 раза дороже традиционного сухопутного маршрута. Тем не менее, на фоне российской транзитной блокады сейчас большинство среднеазиатских грузов следует по Черному морю железнодорожно-паромной переправой через страны Закавказья.

Как отмечает зампредседателя Администрации морпортов Украины Вячеслав Вороной, транзитная политика РФ привела к росту паромных перевозок через украинские гавани, в частности, через МТП «Черноморск» (бывший – Ильичевск) увеличился в 1,3 раза. Например, прибавка груженных TIR составила порядка 4 тыс. ед., груженных вагонов — около 1 тыс. ед. Таким образом, с начала года порт пропустил через паромную переправу свыше 17 тыс. груженных автомобилей и более 4 тыс. вагонов с грузами. Эти грузопотоки оказали заметное демпфирующее влияние на падающую загрузку порта.

А ведь еще год назад картина была диаметрально противоположной. Так, падение грузооборота на черноморских паромных переправах началось еще в 2013 году и еще более усугубилась в 2015-м: за год было выполнено перевозок на 55,3 тыс. т, или на 21% меньше к 2014-му в связи с сокращением грузинского направления. В частности, в железнодорожно-паромном сообщении с портами Грузии перевезено 197 тыс. т грузов, что на 65,8 тыс. т или на 25% меньше.

«Укрзализныця» рвется в бой

Сейчас переправы черноморских портов Варны, Поти, Батуми и Черноморска обслуживают паромы «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» пароходства «Болгарский морской флот» и паромы «Грейфсвальд», «Каунас Сивэйс» и «Вильнюс Сивэйс» судоходной компании «Укрферри».

Но буквально в конце лета лишить статуса монополии и отобрать «лакомый кусочек» перевозок у президента «Укрферри» Александра Курлянда захотела и ПАО «Укрзализныця» во главе с польским менеджером Войцехом Бальчуном. В последнее время Мининфраструктуры активизировало работу по заходу на линию паромов «Герои Шипки» и «Герои Плевны», переданных еще в конце 2015 года на баланс УЗ.

Однако в этом вопросе все идет не так гладко. С большой долей вероятности можно предположить, что А.Курлянд пытается оттянуть выход паромов УЗ на линию. Напомним, еще в феврале он заявил, что продолжение дальнейшей работы с «Герои Шипки» и «Герои Плевны» было экономически нецелесообразным. Таким образом «Укрферри» сдвигает по времени неудобный для нее момент, потому как найти грузы для паромов не так просто. Более того, заход на линию Центра транспортного сервиса «Лиски», оператора УЗ, приведет к необходимости пересматривать тарифы на перевозки.

А тут еще «масла в огонь» подлил глава Одесской облгосадминистрации Михэил Саакашвили, который на своей странице в сети Facebook заявил, что два парома, находящиеся на балансе УЗ, простаивают в порту ввиду промедления с их ремонтом и прозрачно намекнул, что промедление с ремонтом выгодно «Укрферри». «У меня есть более реалистическое объяснение, почему все так происходит. Паромной переправой на сегодняшний день оперирует монополист, который при отсутствии конкуренции держит высокие цены и, видимо, все это время отстегивал кому-то в министерстве в Киеве, чтобы этой монополии ничего не угрожало», – поделился своими соображениями натурализованный украинец.

В свою очередь, УЗ медленно, но идет к цели: ПАО уже пообещало в 2017 году выпустить на линию Одесса-Грузия свои паромы. Кроме того, министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что объявлен тендер на ремонт одного из суден, желательно, на украинских мощностях. При этом, Украина и Грузия в сентябре подписали соглашение об организации прямого международного ж/д сообщения через порты обеих стран. Правда, Омелян затруднился уточнить, что же означает этот документ, хотя отметил, что он фактически соединяет Украину, Грузию, Азербайджан и Казахстан.

«Аналогичный пакет сейчас готовится к подписанию с Болгарией. Это важный элемент выстраивания Нового Шелкового пути, участником которое является Украина… Мы сконцентрированы на том, чтоб сделать маршрут прохождение контейнеров максимально быстрым и дешевым. Уже есть заинтересованность со стороны отдельных европейских структур, которые готовы в экспериментальном порядке обеспечить грузопоток в виде одного-двух поездов в неделю, если будут обеспечены соответствующие условия с украинской стороны по линии Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан», – сообщил глава МИУ.

По словам Евгения Кравцова, замминистра инфраструктуры, соглашение призвано либерализировать отношения в паромном сообщении между Украиной и Грузией. «Документ сделает легче доступ для операторов, которые захотят работать на этом направлении. А это означает дополнительную конкуренцию, поскольку сейчас на направлении работают две компании, причем львиную долю занимает одна. В то же время договор с Грузией позволит снизить маржинальность стоимости перевозок, что также существенно повлияет на общий тариф. Это еще один шаг для создания Нового Шелкового пути», – считает чиновник.

Эксперты также прогнозируют возникновение конкуренции на паромном маршруте между Украиной и Грузией. «Если раньше в соглашении было четко зафиксировано две компании, которые могли осуществлять перевозки, то сейчас, по сути, эти ограничения снимаются, и другие компании тоже могут беспрепятственно выйти на эту паромную линию», – говорит А.Кава.

Свободный рынок

В целом мощности Черноморска вполне позволяют «принять» УЗ. По словам Е.Кравцова, в портах хорошо отработана логистика и мощностей более чем достаточно. «Если говорить о больших объемах увеличения грузопотока, то у нас есть другие гавани, где можно достаточно быстро дополнительно создать паромные переправы — МТП «Южный», Одесский морпорт», – утверждает он.

Тем не менее, А.Кава не соглашается с этим тезисом, отмечая, что для строительства таких паромных комплексов необходимы достаточно большие инвестиции. «Нужно сделать специализированную железнодорожную станцию с путевым развитием, оборудовать наклонную аппарель для погрузки вагонов на разные уровни парома, а это не так просто», – говорит эксперт.

В целом отрасль паромных перевозок на Черном море достаточно свободна, и ожидать, что порт Черноморск станет «узким горлышком» для таких перевозок не стоит. Тем более, когда работала линия Ильичевск-Варна, объемы перевалки грузов были в 10 раз больше. «Рост отправок паромов в направлении Грузии связан с обходом грузоотправителями санкций, примененных РФ. Опыт работы паромной переправы показывает, что при регулярном курсировании паромов мощности порта полностью справляются с загрузкой. Введение в эксплуатацию паромов УЗ будет способствовать исключению накопления и ожидания грузов при подходе паромов», – сообщили в пресс-службе АМПУ.