У линии фронта: что происходит на НКМЗ

Share

Осенью Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) запустил в опытно-промышленную эксплуатацию новую дуговую электросталеплавильную печь емкостью 15 т, или ДСП-15. Это завершающий объект коренной реконструкции сталеплавильного цеха, начатой еще в 1997 г.

Новый агрегат заменит две устаревших ДСП-12 и позволит выполнять плавку за 1-1,5 ч. ДСП-15 оснащена гидравлическим управлением и современной конструкцией футеровки, процесс плавки автоматизирован (включая автоподачу шлакообразующих материалов и ферросплавов). Это вторая электропечь, построенная на предприятии по собственному проекту и без привлечения сторонних средств, первая – ДСП-50 – введена в эксплуатацию в 2008-м и позволила отказаться от мартеновского способа выплавки стали.

Проект обновления сталеплавильного передела краматорской компании действительно длится уже много лет. После пуска ДСП-50, в 2009 году, была запущена вторая установка «печь-ковш» (УКП), а затем проведено переоснащение кузнечно-прессового (КПЦ) и литейного производств. Так, в одном только 2014 году в КПЦ установлены 4-секционная колпаковая термическая печь №31 и двухсекционные шахтные вертикальные термопечи, плюс реконструированы печи нагрева №19 и №22, что позволило расширить возможности термообработки и экономичнее использовать энергоресурсы.

А в фасонолитейном цеху продолжается создание участка по выпуску мелкого стального литья, что обеспечит общее сокращение себестоимости и повышение качества товара за счет перехода на «фуран-процесс» (в частности, он позволяет повысить процент возврата формовочной смеси после регенерации). На сварочном производстве создан комплекс дробеструйной очистки и покраски металлоконструкций.

Спасибо экспорту

Немаловажно, что все эти мероприятия завод традиционно проводит за собственные средства, не привязываясь к кредитам. Так, в производственное развитие вложена почти вся чистая прибыль за 2014 год, которая составляла 353,6 млн. грн. (в 1,5 раза больше, чем годом ранее). Рост показателей достигнут за счет экспорта, являющегося основным источником дохода НКМЗ: в прошлом году экспортные поступления составили 78,2%. Среди актуальных покупателей – Россия, Беларусь, Казахстан, Польша, Румыния, Словакия, Италия, Франция, Германия, Нидерланды, Индия и др.

При этом доля металлургического оборудования в структуре товарной продукции составила 29,3%, подъемного – 21,9%, горнодобывающего – 17,3%. И если в 2014-м предприятие увеличило выпуск товарной продукции на 1,7%, до 2,7 млрд. грн., то в этом году намечен рост сразу на 63%, до 4,4 млрд. грн. Отчасти это будет достигнуто за счет девальвации гривни, но продолжается и работа по крупным контрактам с РФ, Казахстаном, США, а также с внутриукраинскими потребителями.

Отметим, еще на волне подъема мировых металлорынков в 2003-08 гг. краматорчане освоили изготовление такого металлургического оборудования, как ДСП, установки внепечной обработки стали, машины непрерывной разливки сортовой, блюмовой и слябовой заготовки (МНЛЗ), а также комплектные мини-метзаводы – в составе пресс-ножниц, ДСП, УКП, установки вакуумирования стали, МНЛЗ и сортового прокатного стана. Продолжается и производство горной техники (экскаваторы, дробильные, обогатительные агрегаты), равно как и шахтно-проходческой (проходческие комбайны и др. шахтные машины).

Трудные времена

Безусловно, не обходится без проблем. Во-первых, это масштабный спад на глобальных металлорынках, который производителей стали минимизировать инвестиции в модернизацию и реконструкцию мощностей. Во-вторых, это межгосударственный конфликт с Россией, остающейся для НКМЗ важнейшим сбытовым направлением. Так, в феврале-2015 Москва продлила на новый срок – до 2019 г. – 26%-ную антидемпинговую пошлину против отечественных кованых прокатных валков, которые выпускает краматорское предприятие.

Эти меры уже действовали в 2010-14 гг. по инициативе российских конкурентов, к которым относятся Электростальский (Подмосковье) и Иркутский заводы тяжелого машиностроения, Южно-Уральский машзавод (Орск) и, безусловно, «Уралмаш» (Екатеринбург). Кроме того, в начале 2013-го Минпромторг РФ пригрозил вводом импортных пошлин в 5-15% на все оборудование для рудного и металлургического производства – однако дальнейшего развития тема не получила, в т.ч. из-за противоположной позиции потребителей и их ассоциаций (включая крупнейшую «Русскую сталь»).

В 2014-15 годах НКМЗ работал по крупным контрактам с большими меткомбинатами – Новолипецким, Магнитогорским, Нижнетагильским, «Северсталью», плюс с «Норильским никелем», рядом ГОКов и т.д., что не может радовать местный тяжмаш. Впрочем, он по-прежнему не способен заместить всю номенклатуру, предлагаемую краматорской компанией, и поставки в РФ продолжаются.

Естественно, не обходят стороной предприятие перебои с возмещением экспортного НДС. Если пару лет назад решать эту проблему было проще с учетом политических предпочтений руководства компании, то сейчас ситуация усложнилась. Кроме того, остаются и военные риски: Краматорск расположен достаточно близко к линии соприкосновения ВСУ и террористических войск, поддерживаемых Россией.