Когда остановится Полтавский ГОК

Share

На днях Нацбанк Украины объявил неплатежеспособным банк «Финансы и Кредит» Константина Жеваго, в котором его же железорудная компания Ferrexpo хранила на депозите значительную сумму средств. В тот же день, 17 сентября, горнодобытчик заявил, что на текущую дату имел свободные денежные средства в размере около $280 млн., в том числе около $174 млн. в обанкротившемся финучреждении.

Интересно, что объем кэша Ferrexpo на счетах «ФиК» практически не изменился за последние полтора года, даже немного возрос (видимо, капали проценты): на 1 июля 2015 года – $165 млн., на 31 декабря 2014 года – $161 млн., на 1 июля 2014 года – $155 млн. А вот свободные денежные средства компании, находящиеся вне банковской системы Украины, неуклонно таяли. Об этом можно судить по тому, что суммарный cash balance уменьшался с каждым полугодием при неизменной его украинской части: на 1 июля – $471 млн., на 31 декабря 2014 года – $627 млн.

Подушка безопасности Жеваго

Весьма показателен провал, произошедший фактически за 2,5 месяца – с $471 млн. до $280 млн., то есть на зарубежных счетах у рударей Жеваго сейчас осталось, по сути, всего $106 млн. Хотя в своем полугодовом отчете Ferrexpo утверждала, что в случае банкротства «ФиК» вне Украины держит сумму в качестве буфера ликвидности, эквивалентную той, которая необходима для поддержания в течение трех месяцев производственной деятельности основных активов (Полтавский и Еристовский ГОКи), а также стабильных капинвестиций (это до $180 млн.). Теперь же речь идет, по сути, всего лишь о полтора месяцах работы, за которые менеджменту Ferrexpo необходимо найти оборотные средства.

Кстати, в компании объяснили сокращение общего кэша выплатой промежуточных дивидендов. Впрочем, такое объяснение выглядит несколько натянутым и, как минимум, неполным. Ведь, в июле Ferrexpo окончательно договорилась с держателями еврооблигаций о их реструктуризации с отсрочкой погашения до 2019 года. Но при этом обязалась немедленно выплатить инвесторам $100 млн. Стоит также заметить, что договоренности с бондхолдерами не стали бы возможными, если бы Жеваго не удерживал на плаву банк «Финансы и Кредит», плюс создавал позитивный информационный фон той же продажей непрофильного бразильского актива Ferrous Resources за $42 млн.

Характерно, что западные эксперты пока не драматизируют ситуацию, но и признают тяжесть положения Ferrexpo. «Развитие событий, очевидно, несет неопределенность для финансовой позиции компании», – полагают аналитики Cantor Fitzgerald. В Citi добавляют: «Невозможность совершать платежи в связи отсутствием кэша в стране может в скором времени парализовать производственную деятельность». Хотя в Investec считают, что $106 млн. в зарубежных банках хватит для поддержания операций по добыче руды, но «Ferrexpo необходимо искать в других банках дополнительные средства, это нехорошая ситуация».

Прощаю, кому должен

В принципе, нельзя сказать, что падение «ФиК» стало таким уж сюрпризом для руководства Ferrexpo. Согласно тому же полугодовому отчету компании, в случае каких-либо проблем с банком, когда хранимый в нем кэш становился недоступным, данную сумму планировали просто списать.

Но сейчас, когда цены на железную руду обвалились в два-три раза, это представляет большую проблему. Дело в том, что списания напрямую влияют на показатель EBITDA, который в 1 полугодии сократился у Ferrexpo вдвое, до $176 млн. с $321 млн. (опять-таки из-за обесценивания сырья). И при этом сами списания были незначительными, до $1 млн., и относились к материальным активам компании.

На данный же момент потеря депозита «съест» практически всю EBITDA, которая вряд ли будет выше, чем за первое полугодие (оснований для роста цен нет, поскольку профицит на мировом рынке ЖРС остается). И если на 30 июня отношение чистого долга к EBITDA составляло 1.9x, то до конца года данный показатель может оказаться в диапазоне от 2.4x и 2.8x, тогда как договоренности с кредиторами предусматривают не превышение ковенант 3.0x.

Очевидно, что Ferrexpo в кратчайшие сроки необходимо отказываться от выплаты дивидендов. В противном случае, у кредиторов, которые выдали группе предэкспортное финансирование в размере $420 млн. и $350 млн. со сроком погашения в июле 2016 года и августе 2018 года соответственно, могут возникнуть вопросы. И переговоры с ними могут быть не столь успешными, как с держателями еврооблигаций, пошедшими на реструктуризацию при живом банке «Финансы и Кредит». Самой же Ferrexpo, скорее всего, грозят «бумажные» убытки если не по итогам всего года, то второго полугодия так точно.