Европа накажет Россию газом

Share

На днях Москва получила первого европейского лоббиста своего проекта «Турецкий поток» – Грецию. На этой волне «Газпром» уже скоро может приступить к практической реализации этой магистрали. Но миллиарды денег будут потрачены впустую: Европа уже вплотную занялась вопросом диверсификации источников поставки энергоносителей на свой рынок.

Жизнь «Турецкого потока» не заладилась буквально с его презентации. Так, 1 декабря 2014 года представители «Газпрома» объявили о намерении строить эту магистраль, а уже через неделю ключевой участник этого проекта – Турция – публично заявил, что приоритетной для него остается нитка TANAP, по которой азербайджанский газ будет транспортироваться до западных границ страны, а дальше в Европу.

Судя по всему, с того момента менеджеры Владимира Путина начали проводить среди турецких чиновников «стимулирующие кампании», ведь в дальнейшем риторика Анкары резко изменилась. Это стало понятно в последних числах марта, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что предложение РФ о строительстве нового газопровода «является приемлемым».

Но настоящий повод для оптимизма появился у Москвы на днях, когда «Турецкий поток» публично подержали Афины. «В ближайшее время Россия и Греция подпишут соглашение по строительству этого газопровода. Мы получим от него большую выгоду», – сообщил министр экономики страны Панайотис Лафазанис после переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Лояльность современной Эллады объясняется просто: «Турецкий поток» преподносится его московскими авторами как альтернатива украинской газотранспортной системе. А значит, Греция реально претендует на то, чтобы перенять у нашей страны статус главного транзитера российских энергоресурсов в Европу. Этот факт особенно приятен, если учесть, что процесс «переходящего знамени» будет осуществляться для Афин бесплатно. Ведь Москва уже заявила о том, что финансирование строительства греческого участка этой магистрали будет осуществляться за счет средств российско-европейского консорциума, который в настоящее время проходит стадию становления.

Таким образом, сейчас ситуация выглядит так, будто «Газпром» вплотную подошел к тому чтобы приступить к практической реализации газопровода. Паникеры называют этот этап началом конца ликвидности украинской ГТС, ведь без российского газа она не интересна инвесторам, а, следовательно, невозможна ее модернизация.

Но реалии другие. Во-первых, нужно понимать, что «Турецкий поток» является альтернативной усопшего «Южного потока», который на самом деле проектировался не на замену нашей трубопроводной системы, а на синхронную работу с ней. Таким образом, на России готовились к окончанию мирового экономического кризиса, одним из предвестников которого будет рост потребностей Европы в газе.

Во-вторых, анонсированная поклонниками Путина турецкая магистраль является мертворожденным проектом. Для того чтобы подтвердить это мнение, достаточно сказать, что в ЕС не только не поддерживают строительство «Турецкого потока», а уже ищут ему реальную альтернативу, все больше склоняясь в пользу развития сети СПГ-терминалов, а также других источников энергоресурсов.

Такая позиция Брюсселя вызывает аллергию в Москве, которая уже занялась информационной кампанией по изменению этого мнения. Решили начать традиционно. С угроз. Например, министр энергетики РФ Александр Новак утверждает, что если «Турецкий поток» не получит своего продолжения за западными границами Греции, отведенный Европе ресурс газа будет перенаправлен на другие рынки.

Впрочем, рассчитывать на то, что эти аргументы возымеют какое-то действие наивно: для ЕС всегда на первом месте стояла энергобезопасность. Яркое подтверждение тому – начатое на днях расследование, в рамках которого Еврокомиссия заявила о недовольстве тем фактом, что потребители российского газа в восьми странах Центральной Европы платят за этот энергоноситель гораздо больше, чем в соседних государствах.

Если компании Алексея Миллера не удастся договориться с Еврокомиссией, ему придется заплатить штрафы в размере до 10% годового объема продаж на соответствующих рынках. Это миллиарды долларов, но даже они – ничто на фоне будущих бессмысленных инвестиций России в мертворожденный «Турецкий поток».